В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.

Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».

Как изменится школьная программа

Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.

«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.

Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.

Читайте на РБК Pro

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Новый «азиатский тигр»: как проблемы Китая помогли экономике Вьетнама

Статьи

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Вы гражданин России и валютный резидент. Что вам можно и чего нельзя

Статьи

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Турция или ОАЭ: что выбрать для инвестиции в жилую недвижимость

Инструкции

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Какая простая ежедневная привычка поможет отодвинуть старость

Исследования

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Богатый пенсионер: как скопить миллионы на низкооплачиваемой работе

Статьи

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Пять советов, чтобы начать медитировать регулярно

Инструкции

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Как россиянину открыть счет в иностранном банке

Инструкции

Pro

 Госдума приняла закон о единых программах и учебниках в школах
Доллар за 120: когда ждать новой реальности

Статьи

Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.

Почему нужно менять образовательный процесс

Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. «Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.

Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». «Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.

Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».

Источник: rbc.ru