Взыскателям придется предупреждать граждан, что разговор с ними ведет искусственный интеллект, следует из поправок от Минюста. Власти договорились о пересмотре правил сбора долгов не только для коллекторов, но и для банков и МФО
Фото: Владислав Шатило / РБК
Коллекторские компании, банки и микрофинансовые организации (МФО) с 1 января 2024 года при обзвоне должников будут обязаны предупреждать граждан о том, кто ведет с ними разговор — робот или живой сотрудник. Такой пункт содержится в проекте поправок в закон «О взыскании» (230-ФЗ) от Минюста, который был одобрен на заседании правительственной комиссии 9 августа. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, участвующий в обсуждении, и источник на рынке взыскания.
Рассмотрение поправок на заседании комиссии можно считать одним из последних этапов будущей реформы в сфере взыскания долгов физических лиц: обсуждение новых правил в этой сфере началось осенью 2019 года, Минюст дважды выносил законопроект на общественное обсуждение (последний раз — в июне 2020 года), но концептуальное согласие профильных ведомств достигнуто только сейчас.
Представитель Минюста подтвердил, что поправки одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и Банке России не ответили на запросы РБК.
Pro
Мыслями на море, телом в офисе: как вернуться в строй после отпуска
Инструкции
Pro
Болят суставы: как этого не допустить и чем лечить
Статьи
Pro
Почему облигации остались «тихой гаванью» на фоне обвала рынков
Статьи
Pro
Как государства по всему миру изымают сверхдоходы у нефтяников
Статьи
Pro
От этих акций избавились Саймонс, Маркс и другие миллиардеры: обзор
Статьи
Pro
Почему пользу веганства часто преувеличивают и чем это опасно
Статьи
Pro
Эффект плацебо: можно ли силой мысли вылечиться от всех болезней
Статьи
Кроме того, кредиторы и коллекторы будут обязаны в начале каждого разговора предупреждать должника, что с ним общается робот, и сообщать наименование или номер «интеллектуального агента». Участники рынка ранее выступали за то, чтобы не раскрывать эту информацию, опасаясь снижения эффективности взыскания.
Звонки от роботов-коллекторов должны считаться непосредственным взаимодействием, а должнику следует знать, с кем он общается, но не сразу, говорит президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. В процессе обсуждения новаций было согласовано, что потребитель должен быть проинформирован о взаимодействии с роботом при окончании беседы, замечает он. «Подавляющее большинство людей отказываются вести беседу с роботом, считая, что не смогут договориться с «железкой», но при этом 67% тех, с кем беседовал робот женским голосом, не зная, что это робот, пытались пригласить робота на свидание (по словам Мехтиева, это данные одной из коллекторских компаний при использовании робота. — РБК)», — подчеркивает он.
Какие еще изменения планируются
Действующий с 2017 года закон «О взыскании» касается организаций, для которых сбор долгов — основной вид деятельности, то есть коллекторских агентств. Основная цель поправок — распространение существующих требований на банки и МФО.
Источник: rbc.ru