Министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу обсудили на полях саммита G20 в Риме возможность запустить механизм в формате «три плюс три» по урегулированию вопросов на Южном Кавказе. Об этом сообщили в пресс-службе российского внешнеполитического ведомства.

«Состоялся обмен мнениями относительно перспектив запуска регионального механизма «три плюс три» в целях разблокирования экономических и транспортных связей и продвижения взаимовыгодных инфраструктурных проектов на Южном Кавказе», — говорится в сообщении.

Лавров и Чавушоглу также обсудили координацию совместных усилий по дальнейшей стабилизации ситуации на Балканах и в Закавказье, а также шаги по содействию боснийскому урегулированию, в том числе с использованием многосторонних форматов.

Кроме того, главы МИД затронули несколько вопросов международной повестки и двусторонних отношений России и Турции.

Формат «три плюс три» подразумевает участие шести стран в обсуждении проблем Южного Кавказа — Армении, Азербайджана, Грузии, России, Ирана и Турции. 6 октября Лавров на встрече с новым главой иранского МИДа Хосейном Амиром Абдоллахияном сообщил, что иранская сторона позитивно отнеслась к этой инициативе, как и Азербайджан и Турция. «Работаем с нашими армянскими коллегами. Рассчитываем, что и Грузия, несмотря на все переживаемые ею проблемы, сможет увидеть свой коренной интерес в создании такого механизма консультаций», — добавил министр.

Идея создания переговоров в формате «три плюс три» появилась у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана еще в конце 2020 года. Он тогда еще назвал ее «Платформой шести». Сейчас переговорами о запуске платформы активно занимается Москва. По данным дипломатического источника РБК, на этой платформе будет обсуждаться общая региональная повестка, а не только урегулирование военных и замороженных конфликтов.

Таким образом, создание нового переговорного формата уже поддержали Россия, Турция, Азербайджан и Иран. Глава МИД Грузии Давид Залкалиани заявил, что страна не рассматривает участие в платформе вместе с Россией. Президент Армении Никол Пашинян говорил ранее, что сначала ему нужно понять, о каких конкретных форматах идет речь, какую цель они преследуют, в каких условиях и по каким принципам будут работать, и только потом он даст ответ.

Неприятие Грузии отражается на готовности Армении присоединиться к платформе, утверждали дипломатические источники РБК. Во-первых, без одной из трех южнокавказских республик этот формат будет урезанным, объяснял позицию Еревана армянский дипломатический источник. А во-вторых, без Грузии на переговорах возникнет перевес в пользу тандема Турции и Азербайджана.

Источник: rbc.ru