После того, как «Талибан» захватил почти всю территорию Афганистана, президент страны бежал из страны, его дворец захватили талибы. Какие ошибки допустили власти Афганистана и чего ждать от возвращения «Талибана», разбирался РБК

Что ждет Афганистан после возвращения под власть талибов

Фото: Sidiqullah Khan / AP

Кто теперь в Афганистане власть

В воскресенье днем занимавший пост президента Афганистана с 2014 года Ашраф Гани покинул страну. По информации источников таджикского издания Asia Plus, он вылетел в Таджикистан. Оттуда он направится в третью страну. От Гани никаких заявлений перед отъездом не последовало, что он покинул страну подтвердил глава Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла (он был главным соперником Гани на выборах 2014 и 2019 годов). Разъяснения президент дал только вечером: «Талибан» (террористическое движение, запрещенное в России) ясно дало понять, что готово провести кровавое нападение на весь Кабул и жителей Кабула, чтобы изгнать меня. Чтобы не допустить кровопролития, я решил уехать», — написал он в Facebook.

Вечером в воскресенье талибы вошли в президентский дворец в Кабуле. Это произошло спустя 20 лет после того как США и союзники свергли их власть в Афганистане. В течение дня сообщалось об идущих переговорах между талибами и представителями правительства. Однако заявлений об их исходе не было. Урегулировать отношения с правительством лидеры «Талибан» должны были уже давно, это было условием подписанного в 2020 году соглашения с Вашингтоном — США обязались вывести войска, а лидеры движения должны были заключить с правительством соглашение о разделе власти и перестать быть террористической угрозой для Вашингтона и его союзников. Переговоры с правительством успехом не увенчались, а после решения Вашингтона вывести войска к сентябрю «Талибы» сделали ставку на военное решение. Наступление началось в мае и завершилось менее чем за три месяца.

Абдулла заявил, что он вошел в созданный координационный совет по мирному переходу власти, в составе которого также экс-президент Хамид Карзай (управлял с 2004 по 2014 годы) и лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматиар. Последний в 2016 году подписал соглашение о мире с центральным правительством, после чего его вычеркнули из террористического списка ООН. Как талибы относятся к этому совету и готовы ли к взаимодействию, пока не сообщалось. 

Что контролируют террористы

Талибы начали свое сопротивление иностранному вторжению почти сразу после того, как США и союзники свергли их власть. Отдельные территории оставались под их контролем все последние двадцать лет, после 2014 года (когда НАТО передало контроль за обеспечением безопасности афганским национальным силам) влияние талибов и контролируемые ими территории начали увеличиваться.

В 1996 году, когда талибы провозгласили Исламский эмират Афганистан, под их контролем находилось около 90% территории страны, включая Кабул. Однако районы на севере не перешли под их власть, оставаясь под защитой Северного альянса. Так, Мазари-Шариф талибы взяли тогда только в 1998 году. В этот раз и весь север перешел под их контроль. Мазари-Шариф был взял в субботу, 14 августа. Один из лидеров альянса маршал Абдул Рашид Дустум бежал в Узбекистан, как и лидер таджиков Атто Мохаммад Нур.

Поражение центральной афганской власти эксперты объясняют несколькими факторами. По официальным данным, которые приводил и президент США Джо Байден, численность афганских военных достигала 300 тыс. человек. По словам президента США, на протяжении последних лет им были предоставлены все необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить безопасность страны. Был недооценен масштаб коррупции, к тому же выбранная правительством тактика была ошибочной.

Как писала The New York Times, стратегия афганцев состояла в том, чтобы не оказывать сопротивления в борьбе за небольшие районы, упор делался на удержания контроля над основными магистралями, провинциальным столицами и объектами инфраструктуры. Основной силой были специальные подразделения армии и полиции. Однако из-за масштабов наступления талибов военных приходилось постоянно перебрасывать, у них не хватало времени на восстановление, а контроль талибов по стране все расширялся и в итоге провинциальные столицы оказались окружены. The Wall Street Journal со ссылкой на участников боев пишет, что правительство не смогло обеспечить постоянное пополнение продовольственных и оружейных запасов своих сил. В итоге бойцы просто переставали сражаться. К тому же вывод американских военных лишил афганские силы поддержки с воздуха, а без такой поддержки эффективность их действий резко снизилась.

Столь быстрое падение правительства стало неожиданностью, можно было бы ссылаться на проблемы со снабжением и отсутствием авиационной поддержки, но причины следует искать в другой области, полагает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. По его мнению, афганское общество отказалось вести борьбу с талибами, но не потому, что поддерживает их, а потому что не видели смысла воевать за правительство Гани, к тому же талибы не несут в жизнь афганцев чего-то нового.

Чего ждать от террористического правительства

В последнее время талибы публично давали несколько гарантий. В частности, их представители обещали, что найдут «способ построить исламскую систему, в которой все афганцы будут иметь равные права, где права женщин, гарантированные исламом, — от права на обучения до права на труд — будут защищены». Об этом писал один из руководителей «Талибана» Сираджуддин Хаккани в прошлом году в The New York Times. Хаккани обещал, что Афганистан сохранит приверженность всем международным конвенциям, если таковые совместимы с исламскими принципами. В воскресенье представитель талибов, слова которого передала Al Arabiya, сообщил, что под властью движения «Талибан» женщины смогут получать образование и работать, выходить из дома без сопровождения мужчины, но обязаны будут носить хиджаб.

Во время правления «Талибана» в 1996-2001 годах в стране были установлены законы шариата в самой строгой интерпретации. Особенно тяжело было положение женщин. Им запретили получать практически любое образование, они не могли работать, заниматься спортом и везде были обязаны ходить в парандже, им также запретили передвигаться без сопровождения мужа или мужчины-родственника. За проступки — суровые телесные наказания или даже казнь. В марте 2001 году, вопреки протестам мировой общественности и исламских стран, в том числе Пакистана, талибы взорвали две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, датированные VI веком н.э.

Источник: rbc.ru