Министры обороны и финансов КНР отправлены в отставку. Снятие главы военного ведомства напоминает историю с отставкой прежнего министра иностранных дел — оба надолго исчезали из публичного пространства Почему Си решил сменить двух ключевых министров в правительстве КНР Си Цзиньпин (Фото: Jade Gao / Getty Images)

Какие перестановки произошли в правительстве КНР

Шестая сессия постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламента КНР) завершилась 24 октября утверждением перестановок в правительстве: министр обороны Ли Шанфу и министр финансов Лу Кунь покинули свои посты. Одновременно бывшего главу МИД Китая Цинь Гана, как и Ли, вывели из Госсовета КНР, что фактически означает конец их политической карьеры.

Новый министр обороны пока не назван. Новым министром финансов назначен Лань Фоань, который был губернатором провинции Шаньси. В конце сентября он уже потеснил Лу Куня на должности секретаря парткома Министерства финансов, но Лу сохранил министерский пост, который занимал с 2018 года. Даже в марте 2023 года, после переизбрания Си Цзиньпина на третий срок главой КНР, Лу продолжил свою работу в правительстве, хотя ему было уже более 65 лет, а это возраст, после которого в Китае запрещено занимать министерские посты.

Его преемник 61-летний Лань известен как технократ с относительно небольшим политическим опытом — первую серьезную должность заместителя губернатора провинции Гуандун он получил лишь в 2016 году, хотя начал свою карьеру еще в 1985-м. До того как возглавить провинцию Шаньси, Лань с 2021 года был заместителем руководителя отделения КПК в Шаньси, а с 2022 года — его главой.

Назначение Ланя агентство Reuters связывает с решением Китая активно стимулировать восстановление национальной экономики после пандемии и снятия связанных с ней жестких ограничительных мер. Ланю предстоит в том числе следить за новыми мерами бюджетного стимулирования китайской экономики, утвержденными 24 октября. В четвертом квартале 2023 года центральное правительство КНР дополнительно выпустит облигации на 1 трлн юаней (около $139 млрд), сообщило агентство «Синьхуа» со ссылкой на решение шестой сессии. Для этого правительству придется увеличить официальный бюджетный дефицит 2023 года с нормативных 3% ВВП до 3,8%, пояснили в госагентстве.

Пекин редко вносит такого рода поправки в свой бюджет в течение года — предыдущие эпизоды приходились на периоды экономической напряженности (2008 год и азиатский финансовый кризис конца 1990-х), отмечают западные наблюдатели. Официальное обоснование — необходимость поддержать китайские регионы, пострадавшие от стихийных бедствий (видимо, имеется в виду тайфун «Доксури», принесший в этом году наводнения и ущерб сельскому хозяйству).

Также постоянный комитет Всекитайского собрания уполномочил Госсовет КНР заранее устанавливать лимиты заимствований для местных администраций на следующий год, такой регламент будет действовать до конца 2027 года. Ожидается, что это поможет стабилизировать расширенную бюджетную политику, учитывая, что долг на уровне местных правительств КНР достигает 76% ВВП при долге центрального правительства только 21% ВВП, по данным Reuters.

Читайте на РБК Pro На российских полях появились «удаленные агрономы». Что они делают Восемь признаков, которые выдают уверенного в себе человека Экономика нищеты: почему российские сотрудники будут все беднее Что будет, если Германия перестанет выпускать автомобили, — The Economist

Международный валютный фонд в октябре понизил прогноз роста ВВП Китая в 2023 году до 5% (минус 0,2 п.п. к предыдущему прогнозу) и до 4,2% (минус 0,3 п.п.) — в следующем году. Фонд сослался на трудности в китайском секторе недвижимости и давление на экономику со стороны «погашения долгов, продаж жилья и инвестиций». Новые меры стимулирования — шаг в правильном направлении: фискальная политика КНР должна стать более экспансивной, написал в обзоре главный экономист гонконгской управляющей компании Pinpoint Asset Management Живэй Чжан. «Часть этих средств будет использована в следующем году, так что это поможет повысить экономический прогноз за пределами четвертого квартала 2023 года», — цитирует его CNBC.

С чем может быть связана отставка министра обороны

Отставка министра обороны Ли, который не появлялся на публике с августа, напоминает события июля, когда министра иностранных дел Цинь Гана сняли с должности без объяснения причин. В министерство пришлось вернуться Ван И, который теперь совмещает эту позицию с более высокой должностью заведующего канцелярией комиссии ЦК КПК по иностранным делам, то есть фактически курирует внешнюю политику КНР. До своей отставки Цинь Ган на месяц пропал из вида. Первоначально полагали, что у него проблемы со здоровьем, а затем появилась версия, что причиной отставки Циня стали его отношения с тележурналисткой Фу Сяотянь, которая одновременно с Цинем пропала из публичного пространства. В МИД Китая отказались комментировать слухи о возможном романе Цинь Гана и популярной ведущей Phoenix TV.

Ли, как и Цинь, был назначен на свой пост в марте 2023 года и также считался близким к Си Цзиньпину лицом и его ярым сторонником. Карьера генерала напрямую была связана с космической и ракетной программами Китая и разработкой новых вооружений. В 2018 году он как начальник отдела развития техники Центрального военного совета КНР попал под санкции США в связи с приобретением Пекином истребителей Су-35 и комплексов С-400 у России. После назначения Ли министром Пекин отрицал любую возможность переговоров с США по линии военных ведомств, пока Вашингтон не снимет с Ли санкции. Незадолго до своего исчезновения генерал, который весной встречался в Москве с президентом России Владимиром Путиным, опять побывал в российской столице. Помимо переговоров с российским коллегой Сергеем Шойгу, в программу его визита в Россию входило и участие в Московской конференции по международной безопасности.

В сентябре Financial Times cо ссылкой на трех американских чиновников и двух лиц, знакомых с разведданными, сообщила, что Ли снят с должности и находится под стражей. Позже Reuters со ссылкой на осведомленные источники уточнил, что министр находится под следствием за нарушения при закупке военной техники. Вместе с ним по делу проходят еще восемь человек, бывших его подчиненными с 2017 по 2022 год, утверждали собеседники агентства. Расследование проводила Центральная дисциплинарная комиссия Вооруженных сил КНР.

The New York Times связала расследование в отношении Ли с двумя резонансными отставками. В конце июля Си Цзиньпин внезапно сменил двух высших генералов в командовании ракетных войск, назначив на их места военных без опыта работы с ядерным арсеналом. Эти перестановки газета назвала самыми масштабными в китайской армии за последние пять лет. Издание предположило, что они могли быть связаны с коррупцией, и допустило, что последствия могут быть негативными для ракетной программы КНР. Гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на два источника уточнила, что экс-командующий ракетными войсками Ли Ючао, его заместители Лю Гуанбинь и Чжан Чжэньчжун стали объектами расследования Центральной дисциплинарной комиссии Вооруженных сил КНР.

Есть ли единый знаменатель у перестановок

По мнению директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова, Си Цзиньпин продолжает укреплять вертикаль власти, хотя у тех или иных кадровых решений могут быть конкретные поводы. «Си Цзиньпин считает, что многие из министров недостаточно жестко, недостаточно конкретно проводят те решения, которые были приняты на съезде КПК в ноябре прошлого года и на заседании политбюро. При этом ходят постоянные слухи о том, что за каждой отставкой стоит какая-то причина. Например, амурные дела, коррупция… Но, судя по всему, это скорее слухи, которые распространяются специально и, скорее всего, китайскими властями, чтобы убрать очевидно политический контекст», — сказал Маслов РБК. Он предположил, что на сотрудничество КНР и России снятие Ли никак не повлияет: внешняя политика КНР определяется на уровне политбюро, а не министерства.

Говоря о назначении Ланя министром финансов, Маслов отметил, что это другая история. «Ни один план, который выстраивался и намечался за последние несколько месяцев, не был выполнен. Рынок продолжает падать, потребление населения резко упало. Продолжает падать производство, и если раньше основными инвесторами в бизнес были частные компании, то сейчас основными инвесторами являются компании государственные. Это в Китае является абсолютно недопустимым. Активность частного бизнеса тоже заметно упала», — пояснил он свое видение причин замены главы финансового ведомства КНР.

Источник: rbc.ru