Продажа крепкого алкоголя растет, но доля нелегальных напитков падает, подсчитали в Минздраве. Министр Мурашко писал о завершении «моды на алкогольный «разгул», однако эксперты указывали, что россияне с 2022 года стали чаще пить Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Потребление россиянами нелегального алкоголя стремительно сокращается: в 2019 году его доля составляла 33%, в 2022 году — уже 25,3%, заявили «РИА Новости» в Центральном НИИ информатизации и организации здравоохранения Минздрава.
В рознице растут зарегистрированные розничные продажи крепких напитков — 2,91 л в 2021 году и 3,08 л в 2022 году. Вместе с этим снижается расчетное потребление крепких алкогольных напитков — с 5,5 л этанола в 2018 году до 5,1 л в 2021 году и 4,9 л в 2022 году, сообщили в НИИ.
Глава Минздрава Михаил Мурашко ранее приводил иные данные. В сентябрьской колонке для РБК он озвучил следующую статистику: «В 2019 году на одного человека в год приходилось 9,06 л этанола, в 2021 году — 8,82 л, а в 2022 году — уже 8,62 л». Министр при этом сослался на данные этого же НИИ.
«Нам удалось преодолеть распространенную в 1990-е годы моду на алкогольный «разгул», и теперь значительные усилия, в том числе в рамках национального проекта «Демография», направлены на формирование другой моды — на здоровый образ жизни и социальную успешность», — рассказал Мурашко.
Мурашко заявил о преодолении «моды 90-х на алкогольный разгул» Общество
Тренд на снижение потребления алкоголя в России прервался в 2020 году после начала пандемии коронавируса: в конце марта больше всего выросли траты на категорию «Винные магазины», отмечали аналитики Сбербанка. Продажи алкоголя выросли и в других странах мира, ученые связывали эту тенденцию со стрессом и тревогой.
Вскоре после снижения распространения коронавируса Россия начала военную операцию на Украине, на фоне чего уровень тревожности в обществе вновь вырос. В октябре 2022 года уровень тревожности россиян достиг рекордных 70% — максимального показателя за последние годы, следовало из опроса ФОМ. Продажи крепкого алкоголя в 2022 году выросли на 7,5% (против 1,2% в 2021 году и 3,3% в 2020 году), катализатором очередного роста потребления алкоголя россиянами мог стать пессимизм, писали специалисты FinExpertiza.
Читайте на РБК Pro Россияне начали экономить на всем. Что будет с ретейлерами и их акциями «Я впариваю фигню»: какие убеждения мешают менеджерам продавать больше Как резюмировать любую информацию менее чем за 60 секунд Ставка на $1 трлн: как Nvidia стала главным поставщиком «мозгов» для ИИ
«Рост потребления алкоголя после начала «спецоперации» неудивителен. Хотя жизнь большинства россиян фактически никак не изменилась: массовой безработицы нет, продукты и бытовая техника есть, пусть и ассортимент несколько изменился, но стресс и тревога, которые возникли в обществе вначале в ответ на ситуацию неопределенности в экономической сфере, потом, в сентябре 2022 года, в ответ на вероятность призыва, видимо, вылились в повышение потребления алкоголя, которое является одним из самых легких способов расслабиться и снять стресс», — рассказывала Forbes научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Елена Чурилова.
Источник: rbc.ru