Заключенные, участвующие в спецоперации, были помилованы еще до того, как их выпустили из колоний, однако указы об этом являются секретными, поскольку касаются обороны, рассказала Ева Меркачева
Ева Меркачева
(Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)
Процедура помилования заключенных, участвовавших в спецоперации, по закону была отнесена к государственной тайне, заявила «РИА Новости» член Совета по правам человека при президенте России Ева Меркачева.
«Это на самом деле объясняется нашим действующим законодательством. Есть перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и к ним отнесены сведения в том числе в военной области. В итоге получается, что указ президента о помиловании осужденных, которые принимали участие в спецоперации, и в которых есть сведения, составляющие государственную тайну, позволяющие идентифицировать человека — личность участников, они еще отнесены к сведениям военной категории», — пояснила Меркачева.
Ранее, 5 января, основатель ЧВК Вагнера бизнесмен Евгений Пригожин сообщил, что первая группа участников спецоперации из числа бывших заключенных завершила полугодовую службу по контракту и получила помилование. По его словам, речь идет о двух десятках человек. «Они отработали контракт свой. С честью отработали, с достоинством. Первые», — сказал тогда Пригожин.
Меркачева также рассказала, что близкие заключенных сообщали о наличии у тех всех документов, подтверждающих освобождение.
Пригожин сообщил о помиловании первой группы воевавших бывших заключенных
Политика
«У меня нет указов самих, но я говорила с близкими этих людей, которые были первыми освобождены. Они все уверяют, что на руках у них документы, подписанные… началом июля — 5 июля. И вывезли, соответственно, в этот же день или на следующий… Соответственно, этих людей освободили еще пятого числа, я сейчас говорю в первую очередь про первую группу освобожденных», — продолжила Меркачева.
«Все такие указы закрыты, и мы их видеть не можем. Это объясняет то, что ФСИН спокойно совершенно людей освобождала. Иначе было бы очень странно… Я почти уверена, что ФСИН не взяла бы на себя такой риск, а тут она отпускает людей, которые уже освобождены. Есть документ. Я полагаю, что это ровно так и происходило», — считает член Совета по правам человека.
Читайте на РБК Pro
«О боже, им нужен именно я»: как топ-менеджеру пройти собеседование
Провал — впереди. Каким был 2022 год для коммерческой недвижимости Москвы
Какой будет схема разморозки активов после решений Бельгии и Люксембурга
Почему инвесторы разочаровались в золоте и что ждать в 2023 году
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 9 января пояснил, что помилование осуществляется только указом президента. «Помилование может осуществляться указом президента. Предусмотрена законодательством определенная процедура, которая начинается в самих местах содержания заключенных, потом она на региональном уровне, потом на федеральном уровне финализируется указом президента», — говорил он.
Меркачева считает, что этот ответ подтверждает ее версию.
РБК направил запрос в пресс-службы ФСИН, Минюста и СПЧ.
В сентябре в Сети было опубликовано видео, на котором человек, похожий на Пригожина, вербует людей, одетых в форму заключенных, в ЧВК Вагнера для участия в спецоперации на Украине. Пригожин заявил тогда:
«Те, кто не хотят, чтобы воевали ЧВК, заключенные, кто рассуждает на эту тему, кто ничего не хочет делать и в принципе кому эта тема не нравится, детей своих на фронт отправьте. Либо ЧВК и зэки, либо ваши дети — решайте сами».
Он добавил, что если бы был зэком, то мечтал бы влиться в дружный коллектив российских военных и иметь возможность искупить долг перед родиной.
На видео мужчина в одежде цвета хаки говорит, что он представитель ЧВК Вагнера. Он рассказывает заключенным, что те, кто согласится участвовать в спецоперации, не имеют права дезертировать или сдаться в плен. Среди других «грехов» мужчина назвал «алкоголь-наркотики», а также «мародерку, включая сексуальные контакты с местными женщинами».
Контракт с заключенными, по словам мужчины, заключается на полгода, после чего они не возвращаются в колонию, а якобы будут помилованы. «Через полгода уходите домой, получив помилование. Те, кто хочет остаться с нами, остаются с нами. Поэтому вариантов вернуться на зону нет никаких. Те, кто приезжает и в первый день говорит: «Куда-то я не туда попал», мы делаем отметку «дезертир», и после этого следует расстрел. <…> У вас есть кто-нибудь, кто может вас с десяткой срока отсюда с зоны вытащить? Как вы думаете? Есть двое, кто вытаскивает. Это Аллах и Бог — в деревянном ящике. А я вас живыми забираю. Но не всегда живыми возвращаю», — заявляет мужчина.
В пресс-службе компании «Конкорд», принадлежащей бизнесмену, сообщили тогда, что «человек, похожий на Евгения Викторовича [Пригожина], очень доходчиво объясняет простому народу простые, понятные вещи».
В «Конкорде» также привели ответ Пригожина на вопрос РБК о том, что будет, когда заключенные вернутся.
«Во-первых, многие из нас с этой войны не вернутся, надеюсь, я не исключение. Во-вторых, встав на путь добра, тебе будет трудно с него свернуть, знаю это по себе. В-третьих, если мы будем не нужны на фронте, на защите своей страны, они поедут по всему миру разбираться с террористами, колонизаторами и обидчиками российских интересов. И последнее, войдя в наше боевое братство, они почувствуют свою ответственность перед нами и прочувствуют нашу ответственность за них», — сказал Пригожин.
Источник: rbc.ru