С 10 августа в Евросоюзе начал действовать запрет на импорт угля из России. Российские компании уже перенаправили поставки в Индию и Турцию, а европейцы стали покупать сырье в Колумбии, Австралии и ЮАР
Фото: Александр Манзюк / ТАСС
Евросоюз еще в апреле анонсировал запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки российского угля и других твердых ископаемых видов топлива в рамках пятого санкционного пакета. С 10 августа запрет вступил в силу, до этого сторонам было разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля.
По оценкам Еврокомиссии, эмбарго затронет 25% всего российского экспорта угля на сумму €8 млрд в год.
По данным Минэнерго, экспорт угля из России в страны Евросоюза в 2021 году составил 48,75 млн т (22,6% от общего экспорта). Подавляющая часть приходилась на энергетический уголь, который используется для генерации тепла и электричества, — 45,3 млн т. Еще 3,45 млн т — на коксующийся, необходимый для производства стали.
По оценке BCS Global Markets, до начала военной спецоперации на Украине Россия обеспечивала 70% потребностей Евросоюза в энергетическом угле.
Куда Россия перенаправила уголь
Российские власти с весны не публикуют информацию об экспорте. Однако, как сообщают зарубежные отраслевые агентства, после объявления Евросоюзом эмбарго в отношении российского угля одними из его крупнейших покупателей стали Индия и Турция, причем, по их данным, поставки в эти страны растут с каждым месяцем.
В мае 2022 года Россия увеличила поставки угля в Индию на 25% по сравнению с маем 2021 года, до 836 тыс. т, а в июне — в 1,7 раза, до 1,16 млн т, приводит данные Reuters со ссылкой на агентство по сбору информации на сырьевых рынках Kpler. По данным индийского отраслевого онлайн-ресурса Coamint, в июле Россия экспортировала в Индию 2,06 млн т угля и переместилась с шестого на третье место среди крупнейших поставщиков в стране.
Читайте на РБК Pro
Pro
«Игровая площадка для взрослых»: каково работать в Google — в 6 пунктах
Статьи
Pro
«Что за белая коробка?»: как быть с упаковкой при дефиците в полиграфии
Статьи
Pro
Самые важные налоговые поправки, которые появятся уже осенью 2022 года
Статьи
Pro
Можно ли теперь резидентам РФ переводить валюту за рубеж
Статьи
Pro
Ставки по ипотеке снизились. Стоит ли инвестировать в акции застройщиков
Статьи
Pro
Анестезия Моцартом: как уменьшить боль с помощью музыки
Исследования
Pro
Из-за каких фраз и установок родителей дети не смогут стать лидерами
Инструкции
Pro
Как финансовому директору избежать ответственности по долгам компании
Инструкции
По информации внешнеторговой базы ООН Comtrade, импорт угля из России в Турцию в мае вырос на 11% к маю прошлого года, до 1,03 млн т, а в июне — на 5%, до 1,73 млн т.
Где еще запрещен российский уголь
В ответ на начало спецоперации на Украине президент США Джо Байден в начале марта подписал указ, запрещающий импорт российских энергоносителей, включая уголь. В апреле об эмбарго объявили Япония и Швейцария. В июле аналогичный запрет анонсировала Великобритания. Однако поставки в большинство этих стран российского угля были несопоставимы по объемам с поставками в Евросоюз. Из них крупным покупателем является только Япония, которая ввезла в 2021 году, по данным базы Comtrade, 19,8 млн т на $2,58 млрд.
Какие проблемы возникли при переориентации экспорта
Одна из основных трудностей при переориентации российского угля на восток — дисконты до 30% от текущих цен, особенно по индийским контрактам, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По данным рейтингового агентства НКР, российский уголь на мировом рынке продается сейчас с дисконтом до 50%.
Поставки в Европу были намного выгоднее: в ЕС цена на энергетический уголь с доставкой составляет около $330 за тонну, в Китае — $170 за тонну (данные НРА). Тем не менее текущие цены на уголь и низкая себестоимость добычи все же позволяют российским угольщикам оставаться прибыльными, говорится в исследовании НКР. В годовом отчете крупнейшей российской угольной компании СУЭК говорится, что себестоимость угля в 2020–2021 годах составляла $14 за тонну.
Еще одна трудность при переориентации экспорта — нехватка погрузочных мощностей. В начале апреля вице-премьер Александр Новак говорил, что поставлять в Азию можно не только через Приморье, куда сложно доехать из-за ограниченных провозных возможностей на железной дороге, но и через порты со свободными мощностями на Черном и Балтийском морях. Но рост стоимости фрахта и страховка делают перевозку по этим маршрутам низкомаржинальными, предупреждает Гришунин.
При участии
Елена Чернышова
Источник: rbc.ru