Главы МИД России и Турции обсудили в Анкаре варианты вывоза украинского зерна через коридоры в Черном море. Сергей Лавров пообещал, что они не будут использоваться для военных действий, но Киев ждет противокорабельные ракеты

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна

Сергей Лавров (слева) и Мевлют Чавушоглу

(Фото: Umit Bektas / Reuters)

Какие варианты вывоза зерна обсуждали Россия и Турция

Во вторник, 7 июня, глава МИД России Сергей Лавров прибыл с визитом в Анкару, чтобы обсудить со своим турецким визави Мевлютом Чавушоглу вопрос экспорта украинского зерна морским путем. С начала российской военной спецоперации на территории Украины застряло более 20 млн т зерна, предназначавшегося для экспорта. Ранее оно переправлялось в страны назначения сухогрузами через Черное море, но украинские порты в Одесской области были заминированы после начала военных действий. При этом подход к ним контролируется российским флотом.

Украина — пятая по объему экспорта зерна страна в мире. Она поставляет пшеницу, кукурузу и подсолнечное масло в ряд африканских стран. На страну приходится до 50% закупок продовольственной программы ООН, которая распределяет гуманитарную помощь бедным странам, включая Йемен и Ливию, где уже наблюдается дефицит продовольствия.

Еще в конце мая Чавушоглу в интервью агентству Anadolu заявил о готовности Турции, которая отвечает за проход судов в Черное море и выход из него, способствовать установлению доверия между сторонами по вопросу вывоза зерна и сообщил об инициативе ООН создать соответствующую четырехстороннюю контактную группу. Министр отметил, что Анкара дала на это свое согласие, и сообщил о начале консультаций на техническом уровне. «Украина не хочет захода российских кораблей в Одессу, а Россия не хочет, чтобы другие суда по этому коридору доставляли на Украину оружие. Обеим сторонам нужны уверенность и гарантии», — пояснил Чавушоглу. Тогда же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонные разговоры с президентами России и Украины.

Спустя несколько дней Anadolu со ссылкой на турецкие дипломатические источники сообщило о разработке сторонами «дорожной карты» по созданию судоходного коридора в Черном море. Предполагалось, что коридор будет функционировать под эгидой ООН и что зерно по нему будет вывозиться в специальный распределительный центр, который для этих целей построят в Стамбуле. Визировать соглашение должны были представители трех стран и ООН. За несколько дней до визита Лаврова в Анкару в Стамбуле начались российско-турецкие консультации на экспертном уровне, а вечером 7 июня главы Минобороны России и Турции Сергей Шойгу и Хулуси Акар по телефону «детально обсудили вопросы безопасности судоходства в Черном море во взаимосвязи с решением проблемы вывоза зерна с территории Украины».

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Как конфликт на Украине заставил инвесторов забыть об ESG и экологии

Статьи

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Четыре полезные практики, которые помогут справиться со стрессом

Инструкции

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Российские консалтеры отделились от глобальных офисов: что это им дает

Статьи

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
География сотрудников все шире: чем поможет комьюнити и как его создать

Инструкции

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Как работать меньше и повысить продуктивность: 4 совета

Статьи

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Почему искусственное мясо не спасет мир от продовольственного кризиса

Статьи

Pro

 Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна
Три полезных упражнения, которые помогут победить стеснительность

Инструкции

На пресс-конференции по итогам переговоров, прошедших 8 июня, Лавров и Чавушоглу не заявили о достижении соглашения о создании коридора. Но турецкий министр назвал предложенный ООН план «разумным и выполнимым», отметив необходимость дополнительных консультаций между Россией и Украиной по вопросу обеспечения безопасности судоходства. Саму встречу Чавушоглу охарактеризовал как «плодотворную». Также он высказался за частичное снятие санкций с России в случае, если она решит поддержать инициативу о создании транспортного коридора, назвав такое условие «вполне законным».

Лавров, с свою очередь, сказал, что украинское зерно «может свободно транспортироваться в пункты назначения, со стороны России никаких препятствий нет». По его словам, для этого украинскому президенту Владимиру Зеленскому необходимо отдать приказ иностранным судам, находящимся в портах, о выходе в Черное море. По словам министра, российский Черноморский военно-морской флот уже более месяца объявлял о гуманитарных коридорах от территориальных вод Украины до пролива Босфор, которыми могли бы воспользоваться все суда для направления в порты постоянной приписки. «До недавнего времени украинские власти, включая президента Зеленского, публично отвергали свою готовность разминировать эти территориальные воды, чтобы начать этот процесс. Но если теперь, как нам турецкие друзья говорят, украинская сторона готова обеспечивать проход — либо разминировать, либо обеспечить проход через минные поля, — будем тогда надеяться, что проблема будет решаться», — сказал Лавров. Он добавил, что Россия будет рада сотрудничать, если киевские власти «созрели».

Российский министр подчеркнул, что Москва готова дать Киеву гарантии того, что не воспользуется разминированием портов для реализации военных целей. «Это гарантии президента России, мы готовы оформить их тем или иным способом», — пояснил он.

Источник: rbc.ru