РСПП выступил за сокращение оснований для введения внешней администрации в уходящих из России компаниях, а также за сужение перечня ее полномочий, следует из письма союза в Минэк. В противном случае велик риск злоупотреблений
Фото: Chris McGrath / Getty Images
Ряд положений законопроекта о внешней администрации может привести к злоупотреблениям, хищениям и другим неправомерным действиям со стороны назначенных менеджеров, а также негативно повлиять на деловой климат в России, следует из письма Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП; представляет интересы крупного бизнеса) к министру экономического развития Максиму Решетникову. Документ, подписанный главой объединения Александром Шохиным, есть в распоряжении РБК. В Минэкономразвития РБК сообщили, что получили предложения РСПП и изучают их. О возможных проблемах применения законопроекта о внешней администрации предупредили и в правовом управлении профильного комитета Госдумы.
Предложения от представителей бизнеса
Законопроект, впервые предложенный в начале марта, еще не прошел первого чтения, но любые значимые поправки обычно рассматриваются во втором чтении. К письму РСПП прилагает перечень необходимых поправок ко второму чтению, направленных в том числе на минимизацию неопределенности трактовок и возможных злоупотреблений со стороны внешней администрации. Среди них следующие.
- Не давать внешней администрации права запрашивать сведения служебной, коммерческой или банковской тайны организации и ее контрагентов.
Фактически законопроект в текущей форме предоставляет внешней администрации безграничные возможности в части получения сведений о любых лицах, которые вступали в отношения с организацией, указали в РСПП. Это является неоправданным расширением полномочий, а сам подход создает вероятность утечки конфиденциальной информации и может привести к злоупотреблениям со стороны назначенных менеджеров.
- Лишить лиц, назначенных в качестве внешней администрации, права участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной организации.
Ситуация, при которой лицо выполняет функции внешней администрации и одновременно может участвовать в торгах по продаже акций общества, созданного на базе имущества администрируемой организации, имеет очевидные признаки конфликта интересов и создает риск проявления злоупотреблений, указывают в РСПП.
Читайте на РБК Pro
Pro
Как инвестору заработать на борьбе с лишним весом. Дайджест
Статьи
Pro
Смогут ли акции АЛРОСА подняться после падения
Статьи
Pro
Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем
Инструкции
Pro
Анти-Джобс: как ученый-изгой из США сделал Японию промышленным лидером
Статьи
Pro
Почему обвал Apple может перерасти в катастрофу для всего рынка США
Прогнозы
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать
Инструкции
Pro
Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Статьи
Pro
Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников
Инструкции
В законопроекте прописано, что внешней администрации отдается преимущественное право выкупа акций юрлица, означающее, что в ходе любого этапа торгов она может подать предложение по цене другого участника и будет признана победителем конкурса в отсутствие предложения по более высокой цене.
«С одной стороны, внешняя администрация заинтересована в реализации активов по максимальной цене, в то время как покупатель будет стремиться приобрести их как можно дешевле. Когда эти роли исполняет один субъект, его мотивы вступают в противоречие друг с другом. Однако в законопроекте отсутствуют механизмы разрешения таких ситуаций», — пояснил РБК вице-президент РСПП Александр Варварин.
Союз предложил исключить из законопроекта положение об участии внешней администрации в торгах, а также дать преимущественное право приобретения бумаг остающимся российским акционерам администрируемой компании. В пресс-службе ВЭБ.РФ воздержались от комментария.
- Наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия.
Действующая редакция законопроекта предусматривает ответственность для внешней администрации только в случае умышленного нарушения законодательства или грубой неосторожности. При этом законопроект обязывает ее «действовать добросовестно и разумно в интересах организации, ее кредиторов, работников и общества».
Представляется логичным, что внешняя администрация должна нести ответственность, если при исполнении своих обязанностей она действовала недобросовестно или неразумно, в том числе если ее действия или бездействие не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, полагают в РСПП. Наличие правового пробела в данном вопросе может создать предпосылки для злоупотреблений, хищений и иных неправомерных действий, говорится в письме союза.
- Конкретизировать виды товаров, которые должна производить компания, чтобы попасть в сферу действия законопроекта.
Законопроект разрешает вводить внешнюю администрацию в организациях, которые являются производителем «определенных видов продукции, в том числе лекарственных препаратов или медицинских изделий, либо единственным поставщиком продукции, не имеющей российских аналогов». В таком положении недостаточно конкретики, и этот пробел может привести к неопределенности и злоупотреблениям, предупреждают в РСПП.
«Бизнес должен заранее понимать вероятность введения в отношении него внешней администрации, однако законопроект необходимой ясности не дает. В связи с этим предлагается внести дополнение о том, что перечень значимой продукции определяется правительством», — отметил Варварин.
Источник: rbc.ru