Правительственная комиссия одобрила законопроект о концессиях и ГЧП, который должен помочь дополнительно привлечь в инфраструктуру ₽1 трлн. Но часть новелл документа может, наоборот, ограничить инвестиции, опасаются на рынке
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Комиссия правительства по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила на прошлой неделе предложения Минэкономразвития о совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), сообщили РБК в пресс-службе Белого дома. Законопроект планируется рассмотреть на заседании правительства в начале марта, рассказал РБК источник, знакомый с ходом обсуждения. После этого он будет внесен в Госдуму.
У РБК есть копия законопроекта (подлинность документа РБК подтвердили два источника, знакомых с ходом его обсуждения). К 1 января 2022 года общий объем инвестиций по всем соглашениям о ГЧП и концессиях составил 2,5 трлн руб., а новый документ, который в первую очередь затрагивает концессии, позволит дополнительно привлечь еще до 1 трлн руб. в инфраструктуру к 2026 году, следует из его финансово-экономического обоснования.
Представитель Минэкономразвития сообщил, что в законопроекте предлагаются меры по стимулированию частной инициативы и улучшению конкурсных процедур, а также определяются формы финансового участия государства в проектах ГЧП. «Эти изменения помогут уточнить спорные моменты в законодательстве и достичь прироста рынка ГЧП, увеличив прирост инвестиций», — добавил он.
Что такое концессия
Концессия — это вид привлечения частных инвестиций в проекты, нужные государству. Концессионное соглашение заключается между инвестором (концессионером) и государством (концедентом), со стороны которого могут выступать федеральное правительство, региональные или муниципальные власти.
В отличие от госзаказа, когда используются только бюджетные деньги, в концессии, как и в целом при государственно-частном партнерстве, расходы несет и инвестор. Возврат его вложений может происходить по-разному. Например, он может инвестировать в строительство дороги или ремонт коммунальных сетей, получить их в пользование и окупать инвестиции за счет платы за проезд или за воду. Или же эту плату будут получать власти, которые будут перечислять инвестору фиксированную сумму за пользование объектом.
О чем новый документ
Власти делали попытки разработать комплексный законопроект о совершенствовании механизмов ГЧП и концессий с 2018 года, тогда была утверждена «дорожная карта». Изначальную версию законопроекта, который одобрила правительственная комиссия, Минэкономразвития подготовило и направило на согласование ведомствам еще летом 2020 года, теперь он доработан.
Он уточняет порядок и условия заключения концессионных соглашений, разрешает с 1 июля 2022 года проводить конкурсы на выбор концессионера в электронной форме и разрешает заключать концессии на недостроенные объекты.
Нововведение законопроекта — определение предельного размера финансового участия государства в концессионных проектах: он должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта и на его использование. Расходами признаются «обоснованные и документально подтвержденные затраты» частного инвестора и государства. Новая норма разрешает компенсировать до 99,99% затрат в зависимости от проекта, пояснили РБК в Минэкономразвития, добавив, что сейчас в законодательстве никак не прописана возможность компенсации.
В законопроекте определяется, в каких формах государство может принимать финансовое участие в концессии, всего их три.
- Давать деньги на старте на создание или реконструкцию объекта. Размер такого капитального гранта не может превышать 80% общих расходов. Сейчас размер капитального гранта законодательно не ограничен, но если государство, например, вкладывает 100%, то это финансирование относится к госзаказу.
- Возмещать расходы инвестору на этапе эксплуатации. Это форма активно используется в том числе в проектах по строительству школ.
- Обеспечивать минимальный гарантированный доход концессионера. Сейчас эта форма распространена в дорожных концессиях — государство доплачивает инвестору из бюджета, если полученная за проезд плата была меньше, запланированной по соглашению.
Четкое определение того, как государство может участвовать в концессиях, должно провести границу между концессией и госзаказом. Проблемы такого разграничения начались с так называемого башкирского дела. В 2017 году ФАС отменила концессию на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск, потому что посчитала ее обычной госзакупкой из-за того, что бюджет компенсирует затраты инвестора. Позже суд встал на сторону региона и инвестора, постановив, что условия концессионного соглашения с возмещением из бюджета законны. Но строительство дороги так и не началось. После этого дела у антимонопольных органов еще несколько раз возникали подобные претензии. Например, управление ФАС в Туве оспорило попытку построить по концессии несколько школ и детских садов.
В материалах к заседанию комиссии правительства указано, что антимонопольная служба согласовала новый законопроект. В ее пресс-службе подтвердили эту информацию.
Источник: rbc.ru