Сбербанк объявил о масштабной реформе экосистемы: он разделит ее на два блока, а e-commerce выделит в отдельный холдинг. Изменения происходят на фоне подготовки части бизнеса «Сбера» к IPO и планов ЦБ по регулированию экосистем
Фото: Владислав Шатило / РБК
Сбербанк до 1 июня 2022 года разделит весь небанковский бизнес на отдельные экосистемы — для физических и юридических лиц, а также выделит сервисы электронной коммерции в отдельный холдинг. Новую компанию возглавит нынешний первый зампред Сбербанка, архитектор его экосистемы Лев Хасис. Правление Сбербанка он покинет и будет сотрудничать с ним в качестве консультанта.
- Сбербанк создаст холдинг электронной коммерции, который объединит «СберМаркет», «СберМегаМаркет», «СберЛогистику», «Сбер Еаптеку» и «СММ Ретейл», а также долю в совместном предприятии c VK (бывшей Mail.ru Group) — «О2О Холдинге». Это «позволит обеспечить как лучший клиентский опыт, так и создаст существенные синергии и упрочнит позиции группы «Сбер», считают в банке. Партнеры «Сбера» в компаниях, которые войдут в состав холдинга, смогут обменять свои акции на акции холдинга по справедливой рыночной цене. Схема реорганизации и бренд новой компании пока обсуждаются, сообщил глава Сбербанка Герман Греф.
- Остальная экосистема разделится на b2b-бизнес (для юридических лиц) и b2c-бизнес (для физических лиц). Это необходимо «для обеспечения целостного взгляда на клиентские потребности и создания бесшовного клиентского опыта при использовании сервисов Сбера».
- После ухода Хасиса за сервисы экосистемы для физических лиц будет отвечать зампред банка Кирилл Царев, который получит к должности приставку «первый». Развитие экосистемы для юридических лиц будет курировать первый зампред правления банка Александр Ведяхин.
- Глава банка Герман Греф отмечал, что Хасис, пришедший в Сбербанк в 2013 году, стоял у истоков его трансформации в технологическую компанию и «сделал многое для повышения эффективности работы». Хасис стал идеологом и мощным движком развития направления электронной коммерции в рамках «Сбера», отмечает главный исполнительный директор агентства по поиску руководящих кадров Magnum Hunt Executive Search Ольга Селиванова. По ее мнению, его переход с должности топ-менеджера на роль консультанта и куратора нельзя расценивать как понижение. «Скорее это смена фокуса. Сейчас будет более четкая фокусировка на бизнес, в котором сосредоточена его основная экспертиза и в России, и за рубежом», — говорит эксперт.
Что входит в экосистему Сбербанка
Всего экосистема «Сбера» насчитывает более 40 компаний и сервисов. Среди наиболее популярных компаний, которые в той или иной степени контролирует «Сбер», — сервисы доставки еды (Delivery Club, «Кухня на районе»; оба входят в «О2О Холдинг»), такси и каршеринга («Ситимобил», «Ситидрайв» — тоже О2О), медиасервисы (Rambler, онлайн-кинотеатр Okko, «СберЗвук»), телемедицина («СберЗдоровье») и т.д. К b2b-бизнесу относятся облачные сервисы SberCloud, компания в области кибербезопасности BI.ZONE, разработчик технологий для малого и среднего бизнеса «Эвотор», Объединенное кредитное бюро и т.д.
Сколько выручки приносит «Сберу» экосистема
По итогам трех кварталов 2021 года (последние доступные данные) выручка нефинансового бизнеса «Сбера» достигла 121,7 млрд руб. Это в 2,8 раза превышает результат аналогичного периода 2020 года. Наибольшую долю выручки принесла электронная торговля — показатель GMV (общий объем оборота товаров) за этот период составил 62,9 млрд руб. против 5,5 млрд руб. за тот же период годом ранее. Убыток до налогообложения от сервисов экосистемы составил 32,2 млрд руб.
Сбербанк рассчитывает выйти на безубыточность большинства сервисов экосистемы только к 2023 году. В декабре 2020 года глава Сбербанка Герман Греф говорил, что Сбербанк намерен в течение ближайших трех лет ежегодно наращивать выручку основных нефинансовых сервисов экосистемы более чем на 100%. В итоге к 2023 году их доля в чистом операционном доходе должна вырасти до 5%, а к 2030 году — до 20–30%. По итогам 2021 года «Сбер» прогнозирует рост выручки нефинансовых сервисов почти в три раза — с 71,4 млрд руб. по итогам 2020 года до более чем 200 млрд руб.
Представитель Сбербанка не ответил по существу на уточняющие вопросы о реформе экосистемы.
Зачем «Сберу» новый холдинг
Направление электронной коммерции логично выделить в самостоятельное направление и с точки зрения самого бизнеса, и с точки зрения управления, говорит Селиванова: «Это другой продукт, взаимодействие с потребителем, инфраструктура хранения и доставки, маркетинга, и поэтому управлять им в рамках организационной структуры банка сложно». Консолидированные активы легче и удобнее фондировать, для них легче и логичнее устанавливать стратегические планы развития, добавляет управляющий директор отдела валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Источник: rbc.ru