Все лидеры стран ОДКБ выразили уверенность, что основная причина событий в Казахстане — внешняя атака террористов. Но кто и зачем ее организовал — они пока не раскрывают

Лидеры ОДКБ осудили за события в Казахстане внешние силы

Последствия беспорядков в Алма-Ате

(Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Что происходит в Алма-Ате после погромов

10 января в Казахстане был объявлен общенациональный траур. По телевизионным каналам весь день транслировались сюжеты о траурных мероприятиях, в основном о похоронах сотрудников правоохранительных органов. В Алма-Ате, где беспорядки были самыми массовыми, в понедельник с центральной площади Республики было снято оцепление.

Накануне, 9 января, Министерство здравоохранения республики обновило данные о погибших в результате беспорядков и спецоперации «по зачистке», как ее здесь называют: 164 человека в целом по стране, 103 — в Алма-Ате. Однако в тот же день ведомство информацию удалило.

В Алма-Ате раненых свозили преимущественно в три городские больницы — 5-ю, 7-ю и 12-ю, а также в больницу неотложной медпомощи, рассказали РБК два фельдшера, работающих на скорой помощи. Почти везде заполнены реанимации, говорят они. Во всех больницах есть специальные списки раненных в ходе протестов.

У входа в приемный покой 12-й больницы 9 января висело несколько списков со словом «митинг». В списке от 5 января на трех листах А4 103 имени. Люди под номерами с 64-го по 91-й находились в реанимации, под номерами с 92-го по 103-й, то есть 12 человек, ночь не пережили. В списке поступивших 6 января еще 37 имен. «Огнестрельная рана в плечо», «…в ягодицу», «…брюшной полости справа», «…слева», «…головы», «касательное пулевое ранение грудной клетки» — пояснения напротив фамилий. Шестеро из списка уже умерли. Один из них на момент печати списка оставался неопознанным, позднее в лист вписали имя и фамилию, год рождения и телефонный номер. Рядом еще один список — 30 имен, сгруппированных по палатам, в которых они лежат. Под ним выведено: «все вояки».

В больницу скорой помощи с 4 января доставили 289 раненных в ходе столкновений, 29 умерли в реанимации. Прямо напротив больницы — морг судебной экспертизы, он напоминает скорее тюрьму или военный объект. За забором — несколько автоматчиков. Через ворота каждые несколько минут проезжают черные тонированные микроавтобусы — туда и сразу обратно. На одном надпись: «груз 200».

Обратил он внимание и на состояние отношений Казахстана и Киргизии. По мнению Лукашенко, на границе Казахстана с учетом ситуации в Афганистане скопилось немало международных террористов. «Как нам видится, самые близкие народы — Казахстан и Киргизия — должны вместе попытаться решить тяжелые проблемы, которые остались в наследство и созданы в постсоветский период», — заявил он.

В организации беспорядков власти Казахстана обвинили в том числе граждан Киргизии. А среди задержанных оказался известный киргизский музыкант Викрам Рузахунов, который после вмешательства Бишкека и общественности был отправлен домой.

Киргизию на саммите представлял премьер-министр Акылбек Жапаров. Подробно комментировать заявления Лукашенко он не стал, лишь призвав власти Казахстана обеспечить честное и справедливое разбирательство в отношении задержанных граждан его страны.

«Мы наблюдаем именно агрессию международного терроризма», — согласился с оценками коллег российский лидер Владимир Путин. По его словам, были использованы «майданные технологии», активно задействовались социальные сети. Он также упомянул о создании спящих ячеек боевиков. Обратил внимание Путин и на мужество, с которым президент Токаев принял эти события.

Ни один из участников саммита ни разу не упомянул имя первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который до 5 января занимал должность председателя Совета безопасности страны, а в самом конце прошлого года виделся с большинством участников этого саммита на встрече в Санкт-Петербурге.

Рахмон, когда к нему перешло слово, заявил, что в странах ОДКБ «усиленно продвигается крайне разрушительная идеология религиозного радикализма, которая сегодня стала одним из главных орудий в руках наших недругов». Он призвал партнеров по ОДКБ сформировать единый список террористических организаций, признанных запрещенными. Над этим списком в ОДКБ начали работать в 2016 году, после чего призывы сформировать его звучат регулярно.

Чем были вызваны беспорядки

Казахстан выглядел спокойной и стабильной страной, но имелись своего рода мины замедленного действия, сказал РБК казахстанский эксперт Досым Сатпаев. Вспышки насилия происходили в 2006 году, в 2011 году в Жанаозене, в 2016 году были протесты против земельной реформы, напоминает он. Известно было и о существовании на западе страны салафистских ячеек, продолжает эксперт.

О недостаточных возможностях казахстанских силовиков также было хорошо известно, отмечает Сатпаев. Пять лет назад в Алма-Ате было совершено нападение на районный отдел внутренних дел и городской департамент Комитета национальной безопасности. По данным полиции, погибли четыре человека, в том числе трое полицейских. Сообщалось, что злоумышленник был сторонником нетрадиционного религиозного течения. «Выходит, что за 30 лет государственности не удалось создать эффективную силовую правоохранительную систему», — резюмирует Сатпаев.

В ходе регулярных телефонных переговоров лидеров ОДКБ, наверное, была предоставлена более широкая информация по сравнению с циркулирующей в СМИ, объясняет единодушие в отношении основной версии событий среди лидеров альянса директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Дарья Чижова. Она отмечает, что после зачисток в Алма-Атинской области публикуется информация о наличии радикальных взглядов (в том числе и исламистских) среди тех, кто составил костяк условной «второй волны» протестов, тех, кто действовал в организованных группах и захватывал ключевые точки.

По мнению Чижовой, ситуация в Казахстане сложная, многосоставная. «Здесь нет простого ответа или одного виноватого. Были как протесты, вызванные социально-экономическими причинами, так и, очевидно, внутриэлитный конфликт с привлечением дополнительных сил», — полагает она.

Особое внимание же к отношениям Киргизии и Казахстана связано с тем, что в Киргизии совсем другая ситуация с распространением ислама и различных его течений. По информации, распространявшейся в последние дни, среди тех радикалов, которых задерживали в Казахстане, есть граждане Киргизии и Таджикистана. «В Киргизии меньше контроля за исламскими организациями и больше вопросов, например, к системе подготовки сельских имамов. Однако говорить о том, что именно Киргизия является источником «рассады» радикальных взглядов, неверно. Поскольку в Центральной Азии, особенно в связи с близостью к Афганистану, большим количеством людей, вернувшихся из Сирии (воевавших на стороне запрещенного в России ИГ), сложным социально-экономическим положением, есть внутренние предпосылки к этому», — резюмирует Дарья Чижова.

Лидеры ОДКБ осудили за события в Казахстане внешние силы

Александр Атасунцев

При участии
Полина Химшиашвили

Источник: rbc.ru