Осторожность потребителей, которые стали реже посещать людные места и чаще совершают покупки в «магазинах у дома», стала одним из новых факторов роста продаж нелегальной алкогольной продукции, считают эксперты «Сколково»
Фото: Андрей Любимов / РБК
Потребление россиянами нелегального алкоголя остается на «опасно высоком уровне», констатируют в своем исследовании эксперты центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» (РБК ознакомился с результатами). Эксперты оценили объем такой продукции в 2021 году на уровне 26–35% от всего объема потребления алкоголя в стране.
Сколько пьют россияне
Данные за 2021 год «Сколково» не приводит. Общий объем продаж алкоголя на одного человека в 2020 году увеличился до 7,6 л (чистого спирта) в сравнении с 2019 годом, когда потребление было на уровне 7,4 л. В структуре потребления (измеряемом в литрах чистого спирта) лидирует крепкий алкоголь — 45,3%, около 40% приходится на пиво и пивные напитки, 13,5% — на вина и 1,2% на прочие слабоалкогольные напитки. Согласно приведенным в исследовании данным, доля нелегального крепкого алкоголя оценивается в 30–40%, пивоваренной продукции — в 4–7%, винодельческой продукции — в 0,5%
Эксперты «Сколково» выделили несколько факторов, которые стимулируют производство и оборот нелегального алкоголя:
- Из-за развития пандемии коронавируса потребители избегают места массового скопления и чаще совершают покупки в небольших несетевых «магазинах у дома». Как отмечают эксперты, многие такие точки не имеют лицензий для реализации алкогольной продукции, но продают ее «из-под полы». В интервью к исследованию один из участников алкогольного рынка отметил, что сейчас в России около 400 тыс. подобных магазинов. В легальной рознице из-за поштучного учета готовой продукции и работы системы ЕГАИС контрафактная алкогольная продукция отсутствует.
- В то же время среди основных причин, влияющих на рост теневого алкогольного рынка, — падение доходов населения, высокая стоимость легальной продукции и высокая маржинальность производства нелегальной. Легальные производители не могут эффективно конкурировать в цене с продукцией теневого сегмента из-за ежегодного роста минимальной розничной цены (с 2018 года он составил 25 руб., или 18%), доли акциза и НДС. Доля акциза в стоимости водки составляет 36%, игристого вина — 14%, а пива — 23%. Доля НДС — 11% для водки, 19% для пива, 11% для вина.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз подтверждает, что главным фактором роста нелегального рынка алкоголя остается разрыв между уровнем минимальных зарплат населения и высокой стоимостью легальной продукции: «До 2010 года вся нелегальная продукция наравне с легальной производится на одних и тех же заводах и стояла рядом на полках магазинов. Антиалкогольная кампания и акцизные реформы увели производство нелегальной продукции на кустарные заводы. И это четко разделило население на две группы: тех, кто может позволить себе покупать легальную продукцию, и тех, кто приобретает его [алкоголь] на теневом рынке».
Пандемия также спровоцировала рост интереса населения к самогоноварению, отмечают эксперты «Сколково». Анализ финансовых отчетностей компаний (основан на данных в системе СПАРК), специализирующихся на продажах аппаратов для самогоноварения, показал, что в 2020 году выручка этих игроков рынка выросла год к году на 7,4%, а себестоимость продаж — на 12% (абсолютные показатели исследователи не приводят), что, как отмечают аналитики, свидетельствует о росте количества продаж за год.
Также резко вырос спрос на доставку алкогольной продукции. Со ссылкой на данные «Яндекс Wordstat» эксперты сообщили, что в 2020 году россияне ежемесячно совершали 107 тыс. поисковых запросов «доставка алкоголя», а в 2021-м — 134 тыс. запросов, хотя доставка спиртного запрещена законом. Пик таких запросов пришелся на первый локдаун в апреле 2020 года (количество запросов о доставке алкоголя превысило 200 тыс.). Ранее один из лидеров в сфере кибербезопасности Group-IB оценила, что объем теневого рынка продаж алкоголя в Сети в 2021 году вырос до 2,75 млрд руб., что на 266 млн руб. выше уровня 2020-го. Всего доставку алкоголя, которая в России запрещена, предлагают около 3 тыс. онлайн-ресурсов, а главным «алкомессенджером» стал Telegram.
Анна Левинская
Источник: rbc.ru