Банки не торопятся окончательно расставаться с проблемной задолженностью граждан — объем долгов, выставленных на продажу, сократился почти на четверть. Взыскатели винят во всем рост цен на рынке, но считают это временным явлением

Коллекторы зафиксировали резкий спад продажи долгов россиян

Фото: Андрей Махонин / ТАСС

За десять месяцев 2021 года российские банки выставили коллекторам на продажу долги населения на 171,6 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем предложения рухнул на 23%, следует из данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), которые изучил РБК. Количество кейсов на продажу за тот же период сократилось на 20%, до 1,2 млн. Речь идет о сделках цессии, когда коллекторы выкупают долговые обязательства полностью, а не выступают агентами банков по взысканию за вознаграждение.

За весь прошлый год кредиторы предложили профессиональным взысканиям по этой схеме 262 млрд руб. долгов — объем цессии из-за пандемии сжался более чем на треть (минус 34,3%), но коллекторы расценивали это как временное явление и ожидали роста продажи долгов в 2021 году. За первые шесть месяцев этого года так и произошло: банки предложили взыскателям долги на 83,6 млрд руб., что на 2% превышало результат прошлого года.

«Мы ожидали, что по итогам года рынок по уровню предложений будет сопоставим с показателем прошлого года», — говорит президент НАПКА Эльман Мехтиев. Теперь ассоциация прогнозирует, что по итогам года объем предложения в сегменте цессии достигнет 226 млрд руб., что на 13,7% хуже результата 2020-го.

Одна из причин стагнации цессионного рынка — рост цен продаваемых портфелей долгов, считают коллекторы.

Долги дорожают и молодеют

Из предлагаемого банками объема коллекторы, как и в прошлом году, выкупили 90% долгов: за отчетный период было реализовано 1,07 млн кейсов на 155 млрд руб., следует из статистики НАПКА. Но в январе—октябре средняя цена закрытия сделки подскочила почти вдвое и приблизилась к 10%.

Такой рост стоимости объясняется тем, что в структуре продаваемого портфеля практически в два раза увеличилась доля «молодой» просрочки сроком до года и от года до двух лет, поясняет управляющий директор Первого коллекторского бюро (ПКБ) Павел Михмель. На 1 июля больше половины (56%) долгов на продажу были «свежими» — с просрочкой до двух лет, писал РБК.

Структура предложения действительно изменилась, соглашается гендиректор онлайн-площадки по продаже и покупке долгов физлиц Александр Данилов: «Запасы старого NPL (Non-performing loan, просроченный кредит. — РБК) распроданы, на рынок выходит более молодая, а следовательно, более дорогая просрочка». Очевидно также, что рынок перераспределяется в сторону онлайн-продаж, доля которых за год существенно выросла».

Источник: rbc.ru