Сигналы из Москвы не привели к восстановлению доступа к сайту газеты «Комсомольская правда в Беларуси» и освобождению задержанного в республике журналиста издания. Газета заявила о закрытии редакции в Белоруссии
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Что произошло с журналистом «КП в Беларуси»
К белорусскому журналисту, корреспонденту «Комсомольской правды в Беларуси» Геннадию Можейко, по-видимому, применена мера пресечения свободы в виде ареста, сообщил во вторник, 5 октября, Telegram-канал «Комсомольской правды». К тому моменту Можейко находился в изоляторе временного содержания уже более 72 часов (его задержали в республике 1 октября, по версии МВД Белоруссии), в течение которых, согласно белорусскому законодательству, задержанному должны предъявить обвинение или отпустить. «Судя по тому, что он не вышел из изолятора, к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу», — сообщил представитель «Комсомольской правды» Валентин Алфимов.
Можейко был автором статьи, опубликованной на сайте «Комсомольской правды в Беларуси», в которой одноклассница Андрея Зельцера, погибшего 28 сентября в перестрелке со спецназом КГБ, штурмовавшим его квартиру в Минске (при этом он застрелил офицера спецназа Дмитрия Федосюка), рассказывала о нем. Статью через три минуты после выхода отредактировали, а затем удалили.
29 сентября в Белоруссии был заблокирован доступ к сайту «КП в Беларуси»; Министерство информации республики объяснило, что это связано с публикацией, «в которой содержатся сведения, способствующие формированию источников угроз национальной безопасности, заключающихся в искусственном нагнетании напряженности и противостояния в обществе, между обществом и государством», однако не сказало, какой именно.
Обстоятельства задержания Можейко до сих пор не ясны до конца. МВД Белоруссии утверждает, что он пытался через Россию улететь в третью страну, и при оформлении выезда выяснилось, что Можейко не может находиться на территории России: ранее российскими властями было принято решение о нежелательности его пребывания в стране. После этого Можейко вернулся в Белоруссию и был задержан. При этом белорусское «Еврорадио» не обнаружило фамилии Можейко в списке невъездных, находящемся на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Telegram-канал МВД Белоруссии сообщил, что Можейко был задержан в рамках уголовного дела по признакам состава преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 130 УК РБ (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни) и ст. 369 (оскорбление представителя власти).
Почему в России осудили действия белорусских властей
«Комсомольская правда в Беларуси» — филиал российской «Комсомольской правды», издание имеет официальную белорусскую регистрацию. После блокировки сайта за издание и его журналистов вступился главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Он назвал происходящее в республике произволом.
Возможности российских официальных лиц повлиять на ситуацию ограничены тем, что задержанный журналист — белорусский гражданин, следует из комментариев пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова и официального представителя МИД Марии Захаровой. «Хотела бы сказать, что речь идет о белорусском СМИ и гражданах Белоруссии. При этом работает газета как филиал российского издания. В этой связи мы исходим из того, что права журналистов будут соблюдаться в соответствии с общепринятыми международными нормами», — сказала Захарова. Песков 4 октября признал, что пока сигналы из Москвы остаются без ответа. При этом освободить журналиста призвали и Постоянная комиссия по правам человека в информационной сфере Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, и Союз журналистов России.
У «КП в Беларуси» были проблемы с властями и до протестов прошлого года, главные редакторы менялись несколько раз, и можно было понять, что смена происходила по настоянию Минска, рассказал РБК белорусский политический аналитик Александр Класковский. Например, в 2006 году уволилась главный редактор Юлия Слуцкая, что связывали с тем, как газета освещала президентскую кампанию 2006 года. После этого издание работало с белорусскими властями, в 2008 году интервью Сунгоркину дал президент Александр Лукашенко.
Во время последней президентской кампании и последовавших за выборами протестов «КП в Беларуси» попала под общую волну зачистки негосударственных СМИ, газета не могла печататься в белорусских типографиях, была вынуждена привозить тиражи из России, однако в целом издание не трогали, понимая, что оно все же имеет отношение к близкому к Кремлю СМИ, продолжает Класковский. По его мнению, нынешние действия властей в отношении «КП в Беларуси» могут объясняться двумя факторами: импульсивной реакцией на освещение убийства сотрудника КГБ, а также давними накопившимися к изданию претензиями. Как может развиваться ситуация вокруг издания, пока сказать сложно, говорит Класковский: примечательно, что Александр Лукашенко пока ее никак не комментировал, вероятно, ему не хочется осложнять отношения с Кремлем, но и в Кремле обеспокоенность ситуацией выражают скорее дежурно.
«Думаю, что Минск руководствовался не соображениями вызвать противоречия в отношениях с Россией, а прежде всего ответить надлежащим образом на те информационные вбросы, которые происходили вокруг смерти сотрудника КГБ. Кроме того, я не уверен, что в данном случае есть какие-то межгосударственные противоречия, скорее всего, есть реакция корпорации, «Комсомольской правды» на то, что Минск считает необходимым в информационном плане пресечь то, что он считает оправданием террора и террористов. И не думаю, что это приведет в итоге к каким-то серьезным осложнениям в двусторонних отношениях», — сказал РБК научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии Алексей Дзермант.
«Пока не будут выполнены требования белорусского законодательства, это вряд ли произойдет (разблокировка «Комсомольской правды». — РБК). Но мы пока не видим, что руководство издания как-то готово здесь разговаривать в режиме диалога. Оно отрицает свою причастность и то, что были нарушены какие-то уголовные или этические нормы. Думаю, что стороны должны прийти к какой-то общей повестке для того, чтобы эту ситуацию разрешить», — резюмировал Дзермант.
Вечером 5 октября «Комсомольская правда» опубликовала заявление, что издание закрывает свое представительство в Минске, компанию «БелКП-ПРЕСС» — издателя «Комсомольской правды в Белоруссии».
Кто еще стал жертвой перестрелки в Минске
С 28 сентября по 1 октября, после инцидента в Минске, по всей стране задержали более 110 человек за то, что они оставили в социальных сетях комментарии, одобряющие действия Андрея Зельцера, открывшего стрельбу по представителям правоохранительных органов. Большинство задержанных не были освобождены через 72 часа после задержания. Это значит, что в отношении их были возбуждены уголовные дела по ст. 369 УК РБ (оскорбление представителя власти) и ст. 130 УК РБ (возбуждение социальной розни), считают правозащитники.
В воскресенье заместитель министра внутренних дел Белоруссии Геннадий Казакевич заявил, что милиция создала в Telegram специальный чат-бот для сбора доносов на комментарии в соцсетях. По его словам, только за первый день его работы было получено более 2 тыс. жалоб, и 200 авторов оскорбительных сообщений уже найдены.
Александр Атасунцев,
Полина Химшиашвили,
Анастасия Серова
Источник: rbc.ru