Платформу ЦБ по контролю за соблюдением антиотмывочного законодательства, которую скоро начнут тестировать банки, впоследствии распространят на физлиц. Этот вопрос будут рассматривать через «год-полтора»

ЦБ запланировал распространить свою антиотмывочную платформу на физлиц

Илья Ясинский

(Фото: Юрий Самолыго / ТАСС)

Центробанк планирует распространить на физлиц действие платформы «Знай своего клиента» (ЗСК), призванной проводить оценку компаний на предмет соответствия антиотмывочному законодательству. Об этом на международном банковском форуме «Банки России — XXI век» в Сочи заявил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский, передает корреспондент РБК.

«Конечно, после того как мы обкатаем эту платформу на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, мы, безусловно, будем распространять ее действие и на физических лиц. Но здесь нужно понимать, что физическое лицо — это уже более тонкая категория, чем юридические лица и индивидуальные предприниматели, хотя последние тоже являются физическими лицами», — отметил он.

Как готовился «светофор»

В 2019 году ЦБ предложил банкам внедрить единую антиотмывочную платформу для проверки компаний. Сервис, который разработал Банк России, получил неофициальное название «светофор»: он подразумевает, что все компании и ИП будут разделены на «красную», «желтую» и «зеленую» категории в зависимости от уровня рисков. По оценке регулятора, больше 95% корпоративных клиентов банков после оценки риска попадут в «зеленую» зону.

Законопроект о принципах работы платформы был внесен в Госдуму в ноябре 2020 года. Он предполагал, что банки должны учитывать «окраску» клиента от ЦБ в своей комплаенс-политике. Однако в феврале документ был отозван из Госдумы и внесен заново, его новая версия позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформу ЗСК считать «дополнительным информационным ресурсом».

Банки критиковали законопроект и отмечали, что позиция ЦБ может «вытеснить» их собственную оценку клиентов. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью РБК говорила, что не видит повода для критики. «Для малого и среднего бизнеса проблема в чем: банк должен изучить его, его профиль, посмотреть, есть риски или нет, но для банка столько возиться с маленьким клиентом — это очень большие издержки. С крупным клиентом он будет разбираться, а здесь ему проще не взять на обслуживание, поставить в какой-нибудь стоп-лист», — считает Набиуллина.

Источник: rbc.ru