Структура En+ предложила наладить сообщение с кемеровским курортом Шерегеш, реконструировав действующий аэродром в Таштаголе за 1 млрд руб. А «Новапорт» Романа Троценко вместе с ВЭБом готов за 14 млрд руб. построить новый аэропорт
Вид на поселок Шерегеш
(Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС)
Компания «Сибирские аэропорты», входящая в группу En+ (основатель и крупнейший акционер — Олег Дерипаска), предложила свой проект по организации регулярного авиасообщения с горнолыжным курортом Шерегеш на юге Кемеровской области: она готова создать условия для организации пассажирского авиапотока из крупных сибирских аэропортов в Таштагол, который расположен в 25 км от Шерегеша, силами малой авиации, то есть самолетами вместимостью до 20 человек.
«Преимущества такого подхода — минимальные затраты, возможность запуска сообщения уже к следующему зимнему сезону (2022/23 года. — РБК), способность на 100% обеспечить потенциальный спрос курорта, учитывая высокую сезонность и целевого туриста Шерегеша из Сибирского федерального округа», — говорится в подготовленной «СибАэро» презентации проекта. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил источник, знакомый с концепцией.
«На развитие аэропорта в Таштаголе потребуется до 1 млрд руб. Точный объем инвестиций станет понятен после утверждения концепции развития площадки с привлечением проектного института», — сказал РБК представитель «СибАэро», отказавшись комментировать презентацию. РБК направил запрос в пресс-службу правительства Кемеровской области.
Чем примечателен курорт Шерегеш
Горнолыжный комплекс Шерегеш открыт в 1981 году к Спартакиаде народов РСФСР. Он расположен в 5 км от одноименного поселка в Кемеровской области. Расстояние между Шерегешем и аэропортом Новокузнецка Спиченково (принадлежит «СибАэро») — 120 км, аэропортом Кемерово — 290 км (с 2016 года входит в холдинг «Новапорт» Романа Троценко).
В апреле 2021 года пресс-служба правительства Кемеровской области сообщала, что на курорте Шерегеш действует почти 250 объектов туриндустрии, в том числе 82 гостиницы, 18 подъемников, 26 горнолыжных трасс общей протяженностью 56 км, три снегоходные трассы, 77 кафе и ресторанов, 28 пунктов проката.
4 июня En+ Group и областное правительство подписали соглашение о строительстве нового терминала в Новокузнецке. По словам представителя «СибАэро», объем инвестиций оценивается в 4–5 млрд руб. Посадочная площадка в Таштаголе находится в 130 км от Спиченково и входит в его структуру.
По итогам зимнего сезона 2020/21 из-за пандемийных ограничений на зарубежные поездки в Шерегеше побывало рекордное количество туристов — более 2 млн посещений, отмечал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. «Теперь наша основная задача — сделать наш самый известный горнолыжный курорт Кузбасса круглогодичным», — заявил тогда он. По его словам, этому будет способствовать программа социально-экономического развития региона, утвержденная премьер-министром Михаилом Мишустиным в марте 2021 года и предусматривающая, что на развитие Шерегеша будет направлено около 3,2 млрд руб. «В первую очередь средства пойдут на улучшение дорожной инфраструктуры курорта и решение проблем водоснабжения», — пояснял губернатор области.
Чем отличаются концепции En+ и «Новапорта»
От концепции, разработанной «СибАэро», радикально отличается предложение крупнейшего российского аэропортового холдинга «Новапорт» Романа Троценко — он предложил построить для доставки туда туристов полноценный аэропорт, способный обслуживать магистральные самолеты.
К проработке этого проекта «Новапорт» приступил еще в 2018 году, но через год признал его нерентабельным, писал «Коммерсантъ». «По результатам исследований компания доложила, что такой вариант неадекватен. Это огромные капитальные затраты, потому что новый аэропорт планируется в горах. Они так и не смогли до конца убедиться, что там не будет ограничений по полетам», — говорил тогда губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
В конце апреля 2021 года курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Чернышенко представил новый национальный проект по развитию туризма, благодаря которому правительство рассчитывает за десять лет увеличить внутренний туристический поток с 65 млн до 140 млн поездок по стране в год. До 2030 года на это планируется выделить 529 млрд руб. средств из федерального бюджета, еще 72 млрд — из средств регионов и привлечь в туризм 1,7 трлн руб. частных инвестиций. Инвесторов предполагается привлечь к строительству 582 новых туристических объектов: гостиниц, санаториев, а также горнолыжных, бальнеологических, развлекательных и пляжных комплексов.
В условиях ограниченного доступа к популярным зарубежным курортам крупные туроператоры начали предлагать новые направления для отдыха в России. В 2020 году впервые были запущены чартеры из Москвы и Петербурга на Алтай, в Хакасию, Бурятию (с дальнейшим трансфером туристов на Байкал), города-курорты на Балтийском море.
Параллельно инвесторы борются за право развивать существующую аэропортовую инфраструктуру в популярных туристических регионах — к примеру, структура Дерипаски получила право на достройку аэропорта в Южно-Сахалинске, в чем также соперничала с «Новапортом», а АФК «Система» и «Сбер» собираются построить новый терминал в аэропорту Горно-Алтайска.
Тенденция на увеличение количества инвестиционных проектов в сфере туризма в России действительно налицо, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Ольга Сурикова. «Закрытые границы, а также запуск туристического кешбэка способствовали росту внутреннего туризма и в какой-то мере сделали невозможное — привлекли туристов, которые традиционно выбирали другие направления», — поясняет эксперт. Этот факт, по словам Суриковой, дал толчок развитию туристической инфраструктуры, которая в будущем будет способствовать и притоку иностранных туристов. Частные инвесторы чаще всего вкладывают средства в проекты по строительству или обустройству объектов размещения и турпоказа, а также в транспортную инфраструктуру, добавляет эксперт.
Артём Кореняко,
Елена Сухорукова
Источник: rbc.ru