В споре, куда бизнесу направлять прибыль — на инвестиции или дивиденды, нужен баланс, считает министр экономики Максим Решетников, но не заинтересованные в новом инвестиционном цикле должны быть готовы отдавать больше в казну

Решетников предложил провести донастройку налогов «без революций»

Максим Решетников

(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Власти обсуждают механизмы, как стимулировать бизнес больше инвестировать, для этого потребуется «аккуратная донастройка» налогообложения, заявил министр экономического развития Максим Решетников в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме. Запретить выплачивать прибыль акционерам невозможно, но можно «немножко дестимулировать» вывод средств из компаний и тем самым повысить для них относительную привлекательность новых инвестиций, считает Решетников.

«Мне кажется, это рабочая схема, она будет обсуждаться, Министерство финансов уже какие-то наброски к этому представило, сейчас это будет обсуждаться, с бизнесом в том числе. Главное, нужно без революций. <…> Нам нужно очень бережно относиться к тому, что есть, и аккуратно донастраивать», — сказал министр.

Интервью выйдет на телеканале РБК в понедельник, 7 июня.

Власти не против дивидендных выплат в принципе, указал Решетников. «Мы же хотим с вами, чтобы частный капитал шел в экономику. Значит, дивиденды — это нормально. Значит, должен быть фондовый рынок. Фондовый рынок без дивидендов не существует. Это значит, что компании должны иметь возможность нормально платить дивиденды», — подчеркнул министр. В правительстве склоняются к тому, чтобы «отсечь явные злоупотребления» по выводу средств в иностранные офшоры, заявил Forbes заместитель министра финансов Алексей Сазанов 3 июня. По его словам, рассматривается вариант повышения налога на прибыль до 25–30% для компаний, чьи дивидендные выплаты превышают «разумные значения».

Решетников предложил провести донастройку налогов «без революций»

Video

«В этой ситуации очевидно, что для тех компаний, которые инвестируют прибыль, для них ничего измениться не должно. А тем, кто сейчас, воспользовавшись этой конъюнктурой, начнет выводить [средства] из компаний, не заниматься новыми инвестициями, не запускать новый инвестиционный цикл, наверное, вполне естественно, государство скажет: «Коллеги, давайте тогда какие-то повышенные отчисления в бюджет», — рассказал Решетников.

У властей есть выбор, как повысить относительную привлекательность инвестиций для бизнеса — стимулировать вложения через льготы и послабления для инвестирующих предприятий или дестимулировать вывод средств из компаний через, например, увеличение налоговых ставок, и из слов Решетникова следует, что власти в данном случае прорабатывают скорее второй вариант. Налоговыми льготами правительство уже пыталось заинтересовать частных инвесторов.

Президент Владимир Путин заявил в апрельском послании парламенту, что в этом году ожидается рекордная прибыль корпораций в России, а с учетом усилий государства по запуску «нового инвестиционного цикла» придется рассмотреть вопрос о донастройке налогового законодательства. «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и целых отраслей. Будем поощрять тех, кто вкладывает», — сказал Путин.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах после ежегодного роста более чем на 10% в 2000–2008 годах перестали расти после 2013 года: сейчас они примерно на 1% ниже уровня 2013-го. Доля инвестиций в ВВП по итогам 2019 года составила 20,6% — не выше, чем в 2011 году.

Кирилл Токарев, Иван Ткачёв

Источник: rbc.ru