Цены на еврооблигации Белоруссии на фоне ситуации с вынужденной посадкой самолета Ryanair упали до уровней осени 2020 года. Возможности Минска по рефинансированию внешних долгов связаны только с Россией, говорят эксперты
Роман Протасевич
(Фото: Сергей Гриц / AP)
Стоимость суверенных еврооблигаций Белоруссии обвалилась до уровней осени 2020 года из-за геополитической напряженности в связи с вынужденной посадкой в Минске самолета Ryanair, на котором летел бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Опрошенные РБК эксперты указывают, что в этих условиях финансовая зависимость Белоруссии от России продолжит расти, а рефинансирование ее долгов будет возможно только на российском рынке или с участием России.
Что происходит с белорусским госдолгом
В понедельник, 24 мая, выпуск долларовых облигаций Белоруссии с погашением в 2031 году опустился в цене на 2,7 процентного пункта, а его доходность поднялась примерно на 42–44 базисных пункта, говорится в обзоре «ВТБ Капитала». Схожую динамику показали и другие выпуски Белоруссии, больше других подешевел выпуск с погашением в 2027 году (минус 2,9 п.п. при росте доходности на 58 б.п.). Разница в доходности между длинными белорусскими выпусками и сопоставимыми по срокам российскими евробондами выросла до 4,85–4,90 процентного пункта. Это максимальный уровень с конца ноября прошлого года, указали в «ВТБ Капитале».
Во вторник, 25 мая, десятилетние облигации Белоруссии продолжили падение, хотя оно и было не таким стремительным: они опустились до 90,94% от номинала (минус 3,01 п.п. с конца прошлой недели при доходности 7,83%), свидетельствуют данные торгов на Франкфуртской бирже. На таком уровне десятилетние облигации страны, размещенные в июне 2020 года, торговались в сентябре, когда в финансовом секторе страны была напряженная обстановка на фоне массовых протестов.
Белорусские облигации падают в цене из-за ожидания инвесторами новых санкций, отмечал Bloomberg. В понедельник, 24 мая, 27 лидеров европейских стран потребовали освобождения Протасевича и приняли решение о запрете полетов белорусских авиаперевозчиков над Евросоюзом. Они также рекомендовали европейским авиакомпаниям отказаться от полетов над территорией Белоруссии, часть перевозчиков так и сделали.
Возможности Минска по рефинансированию валютного долга сокращаются. По данным белорусского Минфина, внешний государственный долг Белоруссии на 1 апреля 2021 года составлял $18,1 млрд. «С прошлого года доступ страны на внешний рынок долга оставался закрытым, и последние события окончательно убивают надежду на его открытие в обозримой перспективе», — рассуждает директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. В таких условиях властям Белоруссии придется и далее рассчитывать лишь на внутренний рынок и помощь со стороны России по линии межгосударственных кредитов или рыночных заимствований в рублях, добавляет он.
Источник: rbc.ru