Опрошенные РБК эксперты считают, что Белоруссия не нарушила международных правил, дав указание экстренно посадить лайнер. Однако ситуация с привлечением истребителя МиГ-29 неординарная, отмечают они
Фото: Василий Федосенко / Reuters
Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.
По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».
Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.
«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.
Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
Источник: rbc.ru