Ускорение темпов вакцинации, отмена указов предшественника Дональда Трампа, а также смена внешней политики. Какими решениями Джо Байдена запомнились первые 100 дней его правления — в материале РБК
Джо Байден
(Фото: Mark Makela / Getty Images)
Удвоение темпов вакцинации
Джо Байден еще до инаугурации пообещал ускорить вакцинацию населения от COVID-19, которая началась в конце 2020 года. В начале декабря он говорил, что за первые 100 дней его срока в США успеют сделать 100 млн прививок.
В конце марта во время своей первой официальной пресс-конференции в Белом доме Байден удвоил цель, пообещав, что к концу тех же 100 дней американцам сделают 200 млн прививок от коронавирусной инфекции. 21 апреля Байден сообщил, что цель была достигнута.
Для вакцинации в США используются одобренные регулятором вакцины Moderna и Pfizer-BioNTech. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США на 28 апреля, одну дозу вакцины получили 141,8 млн американцев (42,7% от общей численности населения), а две — 97,7 млн (29,1%).
Во внешней политике климат стал одной из немногих связующих тем для Вашингтона, Пекина и Москвы. Си Цзиньпин и Владимир Путин, несмотря на общее ухудшение отношений между странами после прихода Байдена к власти, по его приглашению приняли участие в климатическом саммите, который прошел 22 апреля.
Изменения по Ирану и Афганистану
Политика Трампа в отношении обеих стран в начале президентства ознаменовалась агрессивными шагами. В апреле 2017 года на территорию Афганистана была сброшена мощнейшая из неядерных бомб, так называемая мать всех бомб. Сброшена она была в гористом районе страны, представители администрации Трампа объясняли, что целью были подземные сооружения ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка).
О разгроме ИГИЛ на территории Сирии и Ирака Трамп объявил через полтора года, в конце 2018-го (президент Владимир Путин настаивает, что основные усилия по разгрому террористов предприняла Россия). Начав с испытания мощного оружия, администрация перешла к переговорам. В 2018 году, сначала в обстановке секретности, в Дохе начались переговоры чиновников администрации США с представителями террористического движения «Талибан». Для США целью переговоров стало обеспечение вывода войск из Афганистана, куда они вторглись в 2001-м — после террористических атак 11 сентября того же года. Трамп объяснял, что без талибов обеспечить стабильность в стране невозможно, а значит, с ними надо вести переговоры.
При Трампе добиться окончательного соглашения не удалось, но Байден этот курс на переговоры продолжил. Пока переговоры ведутся, Байден сдвинул график вывода войск. Вместо 1 мая, как планировал Трамп, американские войска должны покинуть Афганистан в сентябре, ровно через 20 лет после начала операции, которая обошлась бюджету по меньшей мере в $822 млрд и унесла жизни 2,3 тыс. американских военных.
9 июня 2011 года. Морпех забирает продовольственные припасы, сброшенные на парашюте с самолета возле передовой оперативной базы Эди в провинции Гильменд
(Фото: Anja Niedringhaus / AP)
Называвший Иран одним из главных соперников США Трамп в мае 2018 года вывел страну из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), архитектором которого стала администрация США во главе с президентом Обамой и вице-президентом Байденом. План действий, поддержанный Тегераном и шестеркой посредников, в том числе Россией, предусматривал частичное снятие американских и европейских санкций с Ирана в обмен на отказ от развития ядерной программы. Обама успел снять часть санкций, однако Трамп их восстановил, что вызвало гнев в Иране и благодарность в Израиле.
«Это очень плохие высказывания президента США. Он однозначно не хочет налаживать отношения с нашей страной. И дальше будем исходить именно из этого», — пообещал 18 марта пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По его словам, такого в истории еще не было.
Первые санкции по России. Беспрецедентное похолодание в отношениях
К середине апреля администрация Байдена успела несколько раз ввести санкции против России. Первые были введены 2 марта из-за отравления оппозиционера Алексея Навального — Вашингтон считает доказанной причастность к этому событию российских спецслужб, официальная Москва это отрицает.
Под санкции попали семь высокопоставленных российских чиновников — первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, глава ФСБ Александр Бортников, начальник ФСИН Александр Калашников, генпрокурор Игорь Краснов, заместители министра обороны Алексей Криворучко и Павел Попов, а также начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин. Санкции были введены и против нескольких оборонных НИИ.
15 апреля США ввели санкции против России из-за якобы установленной ими причастности российского государства к масштабной хакерской атаке. В частности, американским компаниям и физлицам с 14 июня запрещено покупать выпущенные на первичном рынке российские долговые облигации.
Источник: rbc.ru