Эксперты объяснили решение России перекрыть часть акватории Черного моря

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Закрытие морских зон в акватории Черноморского побережья является необходимым шагом России в условиях возрастающей напряженности в регионе. Об этом РБК рассказал военный эксперт Юрий Лямин.

«Закрытые морские зоны находятся у южной, восточной и западной оконечностей Крымского полуострова <…>, закрытие этих участков территориальных вод для чужих военных кораблей выглядит логичным в условиях возросшей сейчас напряженности в регионе и мире», — сказал он.

По мнению Лямина, эти районы являются стратегически важными для России. В таких местах, по его словам, часто размещают радары, береговые противокорабельные комплексы, а также проводят учения, за которыми «не должны шпионить с минимального расстояния».

Лямин отметил, что со стороны США и НАТО «теоретически возможны» провокации с попытками нарушения морских границ, однако также указал на опасность последствий подобных действий. «Наши пограничники и военные, естественно, должны будут пресекать подобные попытки всеми средствами и силами», — сказал он.

«Есть вероятность, что закрытие этих районов может проводиться для каких-то испытаний. В связи с этим возможны провокации со стороны кораблей и самолетов США», — подтвердил слова Лямина директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

По его мнению, для США важен не столько доступ к акватории, сколько повод «зацепиться за свободу мореплавания» в возможном споре с Россией.

Военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник в разговоре с РБК уточнил, что перекрытые зоны «довольно чувствительны» с военной точки зрения.

«Район западной части Крыма, южное побережье, район мыса Опук — это традиционные полигоны боеподготовки», — сказал он.

Эксперт добавил, что Россия не злоупотребляет правом, поскольку гражданское и торговое судоходство не ограничивается. По его мнению, ограничения в первую очередь направлены на предотвращение роста возможной разведывательной активности США и НАТО.

Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов добавил в беседе с РБК, что критика США при перекрытии акватории никогда не работала и вряд ли сработает сейчас. Он отметил, что российская сторона ждет понимания того, что будет со вторичным долгом и возможными ограничениями по денежным операциям. «Это аргументы, которые могут изменить обстановку», — сказал эксперт.

Абзалов уточнил, что закрыта будет часть южной и западной акватории от Гурзуфа до Севастополя, но, по его мнению, коммерческие суда под ограничения, скорее всего, не попадут. По его словам, несмотря на падение грузопотока с 2014 года до 8–9 млн т, порты в Мариуполе и Бердянске проводили серьезные работы для приема больших судов. Помимо значительной части рыбного вылова грузопоток в основном составляет металлургическая продукция с украинских комбинатов.

«С учетом того что коммерческий транспорт не попал под ограничения, серьезных проблем с экономической точки зрения [у Украины] возникнуть не должно», — сказал эксперт, отметив, что снижение грузопотоков из Бердянска и Мариуполя возможно.

Говоря о боеспособности сторон в районе перекрытия, он заметил, что ВМФ Украины располагает в основном малыми катерами и фрегатами. После перекрытия пролива провести катера из одесских портов в Азовское море, по его словам, будет затруднительно. Эксперт полагает, что катера можно было бы доставить железной дорогой или самолетом, однако это дорогостоящие процедуры.

«В акватории Черного моря запланированы военные учения со всех сторон, так что я сомневаюсь, что ситуация в ближайшее время разрядится», — подытожил он, добавив, что открытие пролива возможно только в случае общей разрядки.

Источник: rbc.ru