Президент Белоруссии уехал из Сочи, не дав комментариев. Обещанная ему Москвой финансовая поддержка не так уж велика, обращает внимание оппозиция, а политическая — увязана с проведением реформ, указывают эксперты
Александр Лукашенко и Владимир Путин
(Фото: Пресс-служба президента РФ / ТАСС)
Каковы основные итоги встречи
Первая с начала протестов в Белоруссии встреча президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко прошла 14 сентября в Сочи. Сами главы государств ее содержание до сих пор не прокомментировали. О том, что обсуждалось, можно судить по вступительным словам Лукашенко и Путина перед началом переговоров и заявлениям пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова.
Главным итогом встречи, о котором президент России сообщил еще до ее фактического начала, стало обещание Москвы выделить Белоруссии кредит на $1,5 млрд. Часть его пойдет на рефинансирование старых обязательств республики. Уже после переговоров Песков уточнил, что такой шаг нельзя трактовать как вмешательство во внутренние дела, это помощь братскому государству. Из заявлений пресс-секретаря Путина также следует, что экономические связи были одной из основных тем в длившейся более четырех часов беседе. Президенты в очередной раз договорились принять меры для активизации экономической кооперации — через прямые контакты ключевых промышленных предприятий и через систему форумов межрегионального сотрудничества (проводятся с 2014 года, очередной должен пройти в Минске в конце сентября).
Еще одним важным итогом встречи, о котором сообщил Песков, стал отвод специально созданного Россией резерва сотрудников спецподразделений от границы с Белоруссией, где они находились в готовности поддержать белорусских силовиков в случае внешней и внутренней угрозы. В понедельник российские государственные СМИ показали кадры отбытия этих подразделений в места постоянной дислокации.
Политическую ситуацию в Белоруссии стороны тоже обсудили. Как заявил Путин в начале переговоров, Москва поддерживает предложенную Минском конституционную реформу. Российский лидер сослался на представленный Белоруссией в ОБСЕ план, в котором, как писал РБК, предполагается проведение конституционной реформы до 2022 года, ослабление власти президента в пользу правительства и парламента, утверждение реформы на референдуме, после чего должны пройти досрочные выборы президента и парламента.
Встреча в Сочи также показала, что Александр Лукашенко изменил точку зрения на протесты. «И в субботу — в воскресенье часть Минска мы освобождаем, чтобы люди могли, если у них есть желание, пройтись по этой части, но, главное, я это постоянно говорю, — не переходить черту», — сказал он (12 и 13 сентября в Минске мирных протестующих, пока они не собрались большой толпой, массово задерживали и против них впервые были применены спецсредства).
Эти заявления белорусского президента контрастировали с его поведением 23 августа, когда он с автоматом в руках и в разгрузочном жилете появился у своей рабочей резиденции в столице Белоруссии. В переговорах с Москвой в первые недели протестов Минск действительно преувеличивал угрозу, например, заявлял о попытках вооруженных захватов милицейских участков, сообщил РБК собеседник в одном из российских министерств, работающий с белорусской проблематикой.
Как переговоры оценили в Белоруссии
Подводя итоги переговоров, Песков отношения России и Белоруссии назвал братскими. Представитель Кремля повторил, что Александр Лукашенко является легитимным президентом республики Беларусь. Однако он впервые заявил об уважительном отношении Москвы к протестующим: «Что касается и тех людей, которые не согласны с результатами выборов, и тех людей, которые согласны с результатами выборов, все они являются для нас гражданами братской нашей Белоруссии, и всех мы их ценим и любим».
«Обращение к протестующим — слабое подмигивание, в целом же визит снова подтвердил полную поддержку Москвой Лукашенко: его признали легитимным, ему дали денег, поддержали его план конституционной реформы, отказались от общения с Координационным советом оппозиции», — утверждает белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман. Однако, по его мнению, эта поддержка обусловлена расчетом на то, что Лукашенко будет выполнять свои обещания по конституционному процессу и транзиту власти. «Поддержка из Москвы не такая, что там готовы все яйца положить в одну корзину и спасать его бесконечно и вечно, просто лучше точку приложения сил не нашли», — полагает Шрайбман.
Лукашенко, может быть, и изменил тон, говоря о протестующих, но пока нет никаких признаков, что он поменял намерения, — задержанные не отпущены, не заведены уголовные дела в отношении тех, кто применил насилие к протестующим, заявил РБК один из лидеров Координационного совета оппозиции Максим Богрецов. По его мнению, $1,5 млрд обещанной Россией помощи — совершенно незначительная сумма с точки зрения масштабов государства, тем более что основная ее часть пойдет на рефинансирование старых долгов. «Вещь, которая мне понравилась, — слова Владимира Путина о том, что не должно быть никакого вмешательства и что белорусы сами разберутся. Я готов эти слова в воскресенье написать на плакате и выйти с ними, — заметил он. — Но морально было бы классно услышать от старшего брата более четкие слова поддержки репрессированных и избитых белорусов».
Богрецов признает, что для Москвы может быть непонятен Координационный совет (КС) как контрагент в переговорах, и особенно после разгрома его президиума, но, заверяет он, в КС остается основной состав (из него на свободе, по его словам, сейчас около 25 человек) и, если запрос на переговоры будет, он быстро делегирует на них людей. Оппозиционер подчеркивает, что КС всегда готов к общению с представителями российских властей.
Несмотря на то что на встрече в Сочи прозвучали все ранее известные слова об активизации экономического сотрудничества, в этот раз есть основания рассчитывать, что это произойдет, поскольку отношения с Западом для Белоруссии прервались всерьез и надолго, а сотрудничество с Россией становится основным фактором политической и экономической стабильности, прогнозирует белорусский политолог Алексей Дзермант. Теперь белорусская сторона будет более уступчива в сфере экономической кооперации. А отзыв российского резерва от границы, по его мнению, скорее свидетельствует, что белорусские силовики справляются с ситуацией, тогда как в начале протестов в этом были сомнения.
Источник: rbc.ru