«Роскомсвобода» решила оспорить законность выписанных московской дорожной инспекцией штрафов за нарушение самоизоляции. МАДИ использовала для этого данные из базы ГИБДД
Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»
Организация «Роскомсвобода» обратилась в Роскомнадзор с жалобой на неправомерное использование личных данных москвичей, пишут «Ведомости». По ее версии, права горожан нарушались при выписывании им штрафов за нарушение самоизоляции с использованием данных из базы ГИБДД.
«В результате анализа норм действующего законодательства в их системном толковании юристы Роскомсвободы пришли к выводу, что в действиях МАДИ могут усматриваться признаки состава административного правонарушения в сфере законодательства о защите персональных данных», — говорится в тексте жалобы (есть в распоряжении РБК), направленной главе Роскомнадзора Андрею Липову.
Юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян в разговоре с «Ведомостями» объяснил, что речь идет о штрафах за нарушение самоизоляции, которые выписывала Московская автодорожная инспекция (МАДИ). МАДИ имеет доступ к базе ГИБДД, где хранятся данные об автовладельцах. Инспекция использует их для контроля за соблюдением дорожной разметки и правил парковки. Это регламентировано отдельным соглашением с правительством Москвы. Однако, отмечают в «Роскомсвободе», официальной передачи полномочий ведомству на выписывание штрафов за нарушение самоизоляции не было.
Согласно законодательству, обработка персональных данных может осуществляться либо с согласия гражданина, либо при наличии законной цели. Однако согласия на использование своих данных для этого граждане не давали, а отсутствие надлежащего решения о передаче МАДИ права на вынесение таких штрафов исключает и наличие законной цели, считают в «Роскомсвободе». В этом случае МАДИ становится нарушителем законодательства о персональных данных. В такой ситуации правозащитники попросили Роскомнадзор дать оценку действий инспекции.
Председатель коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимир Старинский в разговоре с РБК усомнился в том, что жалоба будет принята Роскомнадзором. «Если брать содержание жалобы и то, на что эти жалобы делают акцент, то есть на нарушении законодательства о персональных данных, то с высокой долей вероятности в этой жалобе откажут, так как МАДИ в принципе работает с персональными данными по главе 12 КоАП РФ. То есть выписывая любой штраф за нарушение правил дорожного движения, они указывают фамилию, имя, отчество, номер транспортного средства. Следуя этой логике, почему бы им не работать с персональными данными в иной ситуации?» — объяснил он.
В то же время Старинский заметил, что жалоба может иметь смысл в части определения того, имела ли МАДИ право выписывать такие штрафы. «Здесь больше простора для действия. Для этого нужно покопаться в законодательстве, регламентирующем деятельность МАДИ, и понять, могли они принимать такое решение или нет», — объяснил он.
Екатерина Тягай, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, комментируя РБК жалобу, заметила, что согласно пояснениям Роскомнадзора «в некоторых случаях цели могут происходить из анализа правовых актов, регулирующих деятельность оператора». В этих случаях, определяя то, есть ли у уполномоченного органа право на распространение персональных данных, нужно ориентироваться на список его полномочий. «При этом необходимо учитывать, что законодательство о защите персональных данных содержит множество оценочных понятий и ситуаций, в том числе о возможности оператора использовать эти данные без согласия владельца в случае угрозы его жизни и здоровью, что способствует достаточно широкому толкованию указанных правовых норм», — говорит она.
Штрафы за нарушение самоизоляции выписывались на основании регионального кодекса об административных правонарушениях, дополняющего федеральный КоАП, а конкретнее ст. 3.18.1 КоАП Москвы (нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). В соответствии с ним за нарушение самоизоляции без обоснованной цели, в том числе с использованием личного автотранспорта, москвичам грозил штраф в размере до 4 тыс. руб. (5 тыс. при повторном нарушении). В столичном законе указано, что к ответственности по его норме привлекаются нарушители, чьи действия не влекут административной ответственности в соответствии с федеральным КоАП, который за аналогичное нарушение предусматривает уже штрафы в размере 15–40 тыс. руб. 8 апреля премьер-министр Михаил Мишустин утвердил соглашение МВД и правительства Москвы: оно позволило полиции штрафовать всех нарушителей самоизоляции в соответствии со столичным законодательством.
РБК направил запросы в МАДИ, пресс-службу мэра и правительства Москвы, а также в «Роскомсвободу».
Правомерность назначения штрафов во время самоизоляции и карантинных мер в Москве пытались обжаловать уже несколько раз. В начале апреля коллективный иск в Мосгорсуд о незаконности введения на территории столицы режима всеобщей изоляции подготовили сторонники политика Дмитрия Гудкова. Они утверждали, что действия московских властей противоречат прописанному в федеральном законодательстве порядку установления подобных ограничений. Московские власти в ответ заявили, что граждане по закону не могут нарушать права других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а профилактические меры, введенные в Москве из-за эпидемии COVID-19, направлены на защиту жителей. В начале июня суд иск отклонил.
В середине апреля несколько глав московских муниципальных округов и муниципальных депутатов обратились в Мосгорсуд с требованием признать недействительными поправки, внесенные в столичный КоАП (п. 1.1 ст. 16.6), которые позволяли штрафовать граждан за нарушение режима повышенной готовности с помощью камер видеонаблюдения и геолокации. Авторы жалобы утверждали, что у московских чиновников нет права использовать подобные инструменты контроля за передвижением граждан.
Режим самоизоляции и пропусков был отменен в Москве 9 июня.
Источник: rbc.ru