Государство должно полностью освободить от налогов и проверок малый и средний бизнес, приостановить контроль и надзор, а также вступление новых законов. Такие антикризисные меры предложил правительству бизнес-омбудсмен Борис Титов
Заседание Координационного совета по борьбе с коронавирусом
(Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС)
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предложил правительству принять пакет мер для помощи бизнесу из-за пандемии коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. Текст письма премьеру Михаилу Мишустину есть в распоряжении РБК.
Правительство ранее отметило, что предсказать всю глубину влияния пандемии на экономику России невозможно. Но некоторые компании уже ощутили снижение внешнего спроса и доступности финансовых средств, испытывают проблемы с поставками импортных комплектующих.
Меры правительства России
В числе мер, которые правительство собирается принять для борьбы с последствиями распространения инфекции, — формирование антикризисного фонда в 300 млрд руб. для поддержки малого и среднего бизнеса (МСП) и отраслей в зоне риска, а также оплата больничных гражданам на карантине.
- Уже обнулены импортные пошлины и расширен таможенный «зеленый коридор» для отдельных видов социально значимых товаров.
- Авиакомпаниям и турагентствам предоставлена отсрочка на уплату налогов. Туркомпании до конца года освобождены от взносов в резервный фонд «Турпомощи» и выплат в фонды персональной ответственности. В дальнейшем мера может быть расширена на другие пострадавшие отрасли и предприятия, отмечают в правительстве.
- ЦБ предоставил банкам гарантии для реструктуризации и пролонгации кредитов транспортным и туристическим компаниям.
- Расширена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса: сняты ограничения на виды кредитования отраслям, увеличен размер субсидий.
- Предприятиям МСП, арендующим государственное или муниципальное имущество, дана отсрочка при уплате арендных платежей на три месяца.
Что предлагает бизнес-омбудсмен
По мнению Бориса Титова, государство должно сосредоточиться не на поддержке банковской сферы и крупного сырьевого бизнеса, как в кризис 2014–2015 годов, а на помощи предприятиям реального сектора экономики:
- полностью освободить от налогов малый и средний бизнес на спецрежимах, а предприятия на основной системе налогообложения с количеством сотрудников менее 500 (кроме отдельных видов деятельности) освободить на 50% от федеральных налогов;
- отсрочить 50% выплат страховых платежей в соцфонды при условии сохранения рабочих мест;
- ввести мораторий на контрольно-надзорную деятельность: временно отменить любые проверки, кроме случаев угрозы жизни и здоровью граждан;
- отложить начало действия всех новых законодательных норм;
- продлить действие всех разрешений и лицензий до конца 2020 года;
- проиндексировать цены по государственным и муниципальным контрактам на поставки импортных товаров на процент падения курса рубля;
- оплатить период временной нетрудоспособности в связи с заболеванием коронавирусом, карантином или необходимостью ухода за больными из фонда борьбы с последствиями пандемии;
- рекомендовать ЦБ не повышать ключевую ставку на время пандемии и высокой волатильности на мировых финансовых рынках.
Предложения поддержать малый бизнес разумны и согласуются с антикризисными мерами за рубежом, прокомментировал РБК профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.
Что предприняли другие страны
Федеральная резервная система (ФРС) США снизила ключевую ставку до 0–0,25%, вернулась к программе количественного смягчения (купит гособлигации на $500 млрд и ипотечные облигации на $200 млрд). Обсуждаются отсрочка налогов для МСП и ряда секторов экономики, освобождение граждан от подоходных налогов до конца 2020 года и меры поддержки людей с неоплачиваемым отпуском по болезни. Общий объем выделенных средств — $8,3 млрд.
Народный банк Китая снизил ключевую ставку с 4,15 до 4,05% с прогнозом дальнейшего снижения до 3,95%. Отменен НДС для предприятий провинции Хубэй, в остальных провинциях, где ставка составляла 3%, она снижена до 1%. Организован бесплатный транспорт для граждан. Общий объем выделенных средств составил $22 млрд.
Испания снизила налоги для предприятий туризма, отелей и транспорта, предоставила оплачиваемый больничный гражданам на карантине.
Франция и Дания ввели для предприятий отсрочку по налогам и страховым взносам. Дания дополнительно выплачивает компенсации предприятиям, пострадавшим от коронавируса. Во Франции такие компании не штрафуют за задержки при исполнении госконтрактов, а всем родителям детей на карантине предоставляется оплачиваемый больничный.
Реалистичны ли инициативы
Предприятия уже столкнулись с разрывами технологических цепочек, а в перспективе им грозит резкое шоковое снижение спроса, отмечает Чепуренко.
В ближайшее время правительство утвердит обновленный список системно значимых компаний, которым будет оказана помощь. «В кризис 2008 года компании и банки из списка правительства заливали деньгами и дополнительными льготами, а малый бизнес реальной помощи не получил», — отмечает эксперт.
Помимо проблем с поставками, снижения спроса и финансовой нестабильности бизнес столкнулся с дополнительными издержками из-за возросших требований к общественной безопасности, указывает глава комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. «В числе дополнительных обязательств — перевести сотрудников на удаленную работу, продолжая платить зарплату. Гостиницы и кафе обязаны чаще проводить дезинфекционную уборку и закупать взлетевшие в цене лампы кварцевания», — привел пример Никитин. Крупный бизнес и госкомпании, в отличие от малого бизнеса, в состоянии профинансировать дополнительные издержки, в то время как подавляющее большинство МСП финансируют свою деятельность из оборота, подчеркивают эксперты.
Однако часть предпринимателей заработают на ситуации, например оптовые и розничные продавцы продуктов или коммерческие клиники. Поэтому одновременно с расширением налоговых льгот нужно вернуться к вопросу о пересмотре преференций для некоторых секторов, считает Никитин. Например, судьба нулевой ставки налога на прибыль, ставшей в 2019 году бессрочной для частных медклиник, в долгосрочной перспективе должна зависеть «от их готовности разделить с государственной медициной нагрузку на систему здравоохранения, подвергающуюся испытанию на прочность вирусом», говорит эксперт.
В бюджете достаточно средств, чтобы покрыть предложенные меры, сходятся во мнении эксперты. «Странно с профицитом бюджета, резервами, огромными остатками свободных средств в федеральном казначействе, ряде субъектов, включая Москву, ничего не предпринять», — считает Никитин.
Как указывает Чепуренко, бюджет неизбежно уйдет в дефицит: «Вопрос только в целесообразности принятых мер — вернутся ли предприятия к нормальной работе и смогут ли снова выплачивать налоги, чтобы дефицит стал временным, а не постоянным».
Источник: rbc.ru