Санкции, запрет на полеты в Европу и отказ от полетов за рубеж из-за риска ареста самолетов поставили авиакомпании перед беспрецедентными проблемами. Как будут работать перевозчики, а россияне — летать, в материале РБК
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Почти все крупнейшие российские авиакомпании были вынуждены отказаться от международных рейсов. Это произошло после закрытия воздушного пространства над Евросоюзом и введения западных санкций, из-за которых европейские лизинговые компании не только приостановили поставки в Россию новых самолетов и запчастей, но и стали задерживать уже предоставленные лайнеры в иностранных аэропортах.
«Запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижения внутри страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России было построено в ЕС, США и Канаде», — говорилось в сообщении Совета ЕС, опубликованном в конце февраля.
Росавиация, в свою очередь, рекомендовала перевозчикам, получившим воздушные суда от иностранных лизинговых компаний, временно приостановить пассажирские и грузовые рейсы за границу из-за «высокой степени риска» их задержания или ареста. Перевозчики должны были прекратить последние рейсы за рубеж во вторник, 8 марта. Большинство российских авиакомпаний получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования как раз в ночь на 8 марта, сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Авиаторы трактовали это как невозможность выполнять полеты. Но российские авиавласти решили продолжать рейсы внутри страны.
Но частотность рейсов и другие параметры авиасообщения регламентированы межправительственными соглашениями и рекомендациями оперштаба по борьбе с коронавирусом, поэтому не будет быстрого увеличения количества рейсов иностранных авиакомпаний. «На сегодня мы выполняем практически все рейсы, согласованные российским оперштабом по противодействию коронавирусу», — сказал РБК заместитель гендиректора крупнейшей авиакомпании Киргизии Avia Traffic Company Георгий Еременко. И у этой компании нет планов увеличивать число рейсов и направлений полетов в Россию, добавил он. Uzbekistan Airways, наоборот, решила выполнить дополнительные рейсы между Ташкентом и Новосибирском, говорит ее представитель Камола Икрамова.
На чем авиакомпании будут летать по России
В отдельном документе ЕС, детализирующем санкционный режим, прописано, что запрещается оказание любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов. Поставки самолетов из Евросоюза могут продолжаться только до 28 марта 2022 года по контрактам, заключенным до 26 февраля, следует из документа.
«В этих условиях критически важно сохранить действующий парк самолетов, именно поэтому Росавиация рекомендовала отказаться от полетов за границу», — отмечает топ-менеджер российской авиакомпании из топ-5. По его словам, полетам на самолетах, оставшихся в России, не помешает отказ производителей двигателей, компонентов, запчастей и поставщиков программного обеспечения.
Источник: rbc.ru