Ростуризм предложил реформировать систему фингарантий, чтобы клиенты разорившихся турфирм могли получить выплату, покрывающую стоимость бюджетного тура. Сейчас закон не защищает клиентов от краха туроператора

Ростуризм предложил платить клиентам разорившихся турфирм по ₽40 тыс.

Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) готовит изменения в законодательство о туризме, которые позволят туристу в случае краха турфирмы получить минимальную гарантированную компенсацию. Об этом в интервью РБК рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова.

Предусмотренная сейчас законом система финансовых гарантий «не отвечает современным реалиям рынка» и «не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию или хотя бы существенную часть оплаченной путевки», признала Догузова. С банкротством сталкивались менее 1% клиентов турфирм, но эта проблема чувствительная, отметила глава Ростуризма: «Пока человек не столкнулся с банкротством туроператора, ему и в голову не приходит, что в случае, если такое случится, он получит копейки».

Такой механизм позволит прежде всего защитить семьи с невысоким доходом, подчеркнула Догузова. 40 тыс. — это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовое пляжное направление отдыха в России и за рубежом.Таким образом, выплата позволит обеспечить стопроцентное возмещение стоимости бюджетного тура или значительную компенсацию, если речь идет о туре подороже. Глава Ростуризма приводит пример работы будущего механизма: семья из четырех человек, купившая в Турцию путевку по системе «все включено» по средней цене 150–200 тыс. руб., сможет в случае остановки деятельности турфирмы получить 160 тыс. руб. компенсации.

В момент, когда обанкротились туроператоры, самая острая проблема была в том, что за границей оказались десятки тысяч туристов и не было возможности оперативно их вывезти, напомнила Догузова. После этого были внесены изменения в законодательство — созданы два фонда: персональной ответственности туроператора и резервный фонд ассоциации «Турпомощь».

Как устроен механизм защиты туристов

С весны 2017 года закон «Об основах туристской деятельности» обязывает туроператоров, отправляющих туристов за рубеж, делать ежегодные отчисления в два фонда. Средства резервного фонда ассоциации «Турпомощь» используются, если необходимо экстренно эвакуировать туристов из-за рубежа. Размер взноса зависит от количества туристов за предыдущий год и может составлять от 50 тыс. до 500 тыс. руб.

Средства из фонда персональной ответственности нужны, чтобы рассчитаться с пострадавшими туристами в случае банкротства туроператора, на эти же цели идут финансовые гарантии (как правило, это договор страхования гражданской ответственности туроператора). Размер взноса в этот фонд составляет 1% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

В 2020 году правительство для поддержки пострадавшей из-за пандемии туристической отрасли временно освободило турфирмы от взноса в фонд «Турпомощи» и снизило отчисления в фонд персональной ответственности до 0,25%, меры были продлены и на 2021 год.

Задачу с экстренным вывозом с помощью фонда «Турпомощи» удалось решить эффективно, но что касается «справедливых выплат туристам в случае, если туроператор банкротится, то эту проблему так и не решили до конца», отмечает Догузова. «Сейчас, если банкротится крупный туроператор, который отправляет на отдых на массовые направления — в Турцию, Египет или в Грецию, — турист получает максимум 5% от оплаченного тура», — указала глава Ростуризма.

Источник: rbc.ru