Ростуризм предложил реформировать систему фингарантий, чтобы клиенты разорившихся турфирм могли получить выплату, покрывающую стоимость бюджетного тура. Сейчас закон не защищает клиентов от краха туроператора
Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) готовит изменения в законодательство о туризме, которые позволят туристу в случае краха турфирмы получить минимальную гарантированную компенсацию. Об этом в интервью РБК рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова.
Предусмотренная сейчас законом система финансовых гарантий «не отвечает современным реалиям рынка» и «не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию или хотя бы существенную часть оплаченной путевки», признала Догузова. С банкротством сталкивались менее 1% клиентов турфирм, но эта проблема чувствительная, отметила глава Ростуризма: «Пока человек не столкнулся с банкротством туроператора, ему и в голову не приходит, что в случае, если такое случится, он получит копейки».
Такой механизм позволит прежде всего защитить семьи с невысоким доходом, подчеркнула Догузова. 40 тыс. — это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовое пляжное направление отдыха в России и за рубежом.Таким образом, выплата позволит обеспечить стопроцентное возмещение стоимости бюджетного тура или значительную компенсацию, если речь идет о туре подороже. Глава Ростуризма приводит пример работы будущего механизма: семья из четырех человек, купившая в Турцию путевку по системе «все включено» по средней цене 150–200 тыс. руб., сможет в случае остановки деятельности турфирмы получить 160 тыс. руб. компенсации.
В момент, когда обанкротились туроператоры, самая острая проблема была в том, что за границей оказались десятки тысяч туристов и не было возможности оперативно их вывезти, напомнила Догузова. После этого были внесены изменения в законодательство — созданы два фонда: персональной ответственности туроператора и резервный фонд ассоциации «Турпомощь».
Как устроен механизм защиты туристов
С весны 2017 года закон «Об основах туристской деятельности» обязывает туроператоров, отправляющих туристов за рубеж, делать ежегодные отчисления в два фонда. Средства резервного фонда ассоциации «Турпомощь» используются, если необходимо экстренно эвакуировать туристов из-за рубежа. Размер взноса зависит от количества туристов за предыдущий год и может составлять от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Средства из фонда персональной ответственности нужны, чтобы рассчитаться с пострадавшими туристами в случае банкротства туроператора, на эти же цели идут финансовые гарантии (как правило, это договор страхования гражданской ответственности туроператора). Размер взноса в этот фонд составляет 1% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.
В 2020 году правительство для поддержки пострадавшей из-за пандемии туристической отрасли временно освободило турфирмы от взноса в фонд «Турпомощи» и снизило отчисления в фонд персональной ответственности до 0,25%, меры были продлены и на 2021 год.
Задачу с экстренным вывозом с помощью фонда «Турпомощи» удалось решить эффективно, но что касается «справедливых выплат туристам в случае, если туроператор банкротится, то эту проблему так и не решили до конца», отмечает Догузова. «Сейчас, если банкротится крупный туроператор, который отправляет на отдых на массовые направления — в Турцию, Египет или в Грецию, — турист получает максимум 5% от оплаченного тура», — указала глава Ростуризма.
Источник: rbc.ru