Опрошенные РБК эксперты оценили возможность военной эскалации из-за ситуации вокруг Украины, отметив высокий риск непредвиденных инцидентов. По их мнению, Запад не готов предоставить России требуемые Путиным гарантии безопасности

Эксперты оценили риск вооруженного конфликта на Украине

Фото: Евгений Малолетка / AP

Что говорят в Москве, Вашингтоне и Брюсселе

Последний месяц в США неоднократно говорили о стягивании Россией войск к границе с Украиной, в то время как в Москве эти заявления отвергали. По итогам встречи министров иностранных дел стран НАТО 2 декабря госсекретарь США Энтони Блинкен призвал Россию отвести свои войска от границы с Украиной. Также, по его словам, в случае российской агрессии Вашингтон введет такие санкции против Москвы, которые он еще не применял ранее. «Мы не знаем, принял ли президент Путин решение о вторжении. Мы знаем, что он создает потенциал для того, чтобы сделать это в короткие сроки, если он решит», — добавил госсекретарь. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия даст ответ в случае введения против нее новых «адских» экономических санкций. «Это тупиковый путь, и в конечном итоге он обернется против самих инициаторов этих нелегитимных односторонних мер», — предупредил министр.

На фоне обострения президент Владимир Путин сообщил, что в переговорах с США и их союзниками Россия будет настаивать на «выработке конкретных договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости к территории России». Его мысль развил Лавров в ходе пресс-конференции на полях министерской встречи ОБСЕ в Стокгольме: «Мы хотим, чтобы договоренности, о которых упомянул президент, и которых мы будем добиваться, обязательно имели правовой, юридически обязывающий характер». По его словам, сформулированы они будут в ближайшее время. «Если НАТО будет по-прежнему уходить от разговора на эту тему или на тему договоренностей, идей, которые выдвинул президент России Владимир Путин, конечно, мы будем принимать меры, чтобы ни от кого не зависела наша безопасность, наш суверенитет и территориальная целостность», — заявил он. Хотя генсек НАТО Йенс Столтенберг уже говорил, что решение о вхождении Украины в альянс будут принимать его 30 стран-членов, и мнение России в этом вопросе не будет учтено. «У России нет права вето, ее мнение не учитывается. У нее нет права восстанавливать принцип сфер влияния и через это воздействовать на соседние страны», — сказал Столтенберг.

Внутренние и внешние причины эскалации ситуации

Рост напряженности между США и Россией за последние несколько месяцев во многом отражает внутреннюю реакцию США на июньский саммит Байдена и Путина в Женеве, считает профессор в области международных отношений колледжа Гамильтона Алан Кафруни. По его словам, тогда Байден ясно обозначил стремление к стабильности и предсказуемости, поскольку отдает приоритет соперничеству США и Китая. В результате это спровоцировало серьезную внутреннюю борьбу во внешнеполитическом истеблишменте США. «Наиболее агрессивные элементы оказывают огромное давление на администрацию Байдена, чтобы предотвратить какое-либо существенное сближение, фактически в некоторых отношениях повторяя опыт Дональда Трампа, который стремился снизить напряженность в отношениях с Россией», — пояснил эксперт в разговоре с РБК. По его словам, увеличение поставок летального оружия в Украину, военно-морские маневры в Черном море и усиление полетов ближе к границе с Россией являются следствием подобного давления. «В прошлом месяце министр обороны Ллойд Остин предложил США одобрить вступление Украины в НАТО. Членство Украины в НАТО — де-юре или де-факто — это, конечно, «красная линия» для России. Все более жесткая линия Вашингтона и собственные военные маневры и риторика Украины спровоцировали новый раунд российской военной мобилизации вдоль украинской границы, наряду со все более решительными заявлениями Владимира Путина. Конечно, все это еще больше воодушевило воинственных критиков Байдена внутри страны», — подчеркнул Кафруни.

Источник: rbc.ru