В предновогодний сезон некоторые производители и импортеры алкоголя столкнулись со сложностями при вводе на рынок части продукции из-за новых правил ЕГАИС. Росалкогольрегулирование объясняет это ошибками самих компаний

Поставщики заявили о проблеме с вводом новых сортов пива и вина в России

Фото: Андрей Любимов / РБК

Новый формат представления уведомлений о начале оборота алкогольной продукции спровоцировал проблемы у производителей и импортеров. О сложностях в работе с системами подачи уведомлений РБК, в частности, рассказал Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива (объединяет российские подразделения AB InBev Efes, Carlsberg Group и Heineken).

С 1 ноября 2021 в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования № 158 от 14 мая 2021 года производители и импортеры алкоголя, чтобы начать торговать новой продукцией или внести изменения в документы той, что уже находится обороте, должны использовать программу «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС или же системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Прежде документы и сведения вносились в Федеральный реестр алкогольной продукции на сайте Росалкогольрегулирования.

До настоящего момента не обеспечена стабильная работа ни одного из предложенных вариантов, а сервис подачи уведомлений через предыдущий функционал уже отключен, констатирует Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.). Это, по его словам, лишило компании не только альтернативного канала подачи сведений, но и возможности подготовки своих учетных записей для перехода на новые системы.

Новая система «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС была введена с ограниченным функционалом, указывает директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьев. По его словам, для бизнеса это означает невозможность введения в оборот новых сортов, мест производства и подачи уточнений к существующим на рынке брендам продукции.

Столкнулся со схожими проблемами и не может вывести на рынок новые позиции и крупнейший производитель игристых вин «Абрау Дюрсо», сообщил представитель компании. Не может ввести в ассортимент новинки и перевыпустить акцизные марки для части уже существующего ассортимента и один из федеральных ретейлеров. «Проблема осложняется тем, что сейчас высокий предновогодний сезон, и она становится критичной», — говорит собеседник РБК. По его данным, объем продукции, которую невозможно поставить на полки уже  исчисляется «миллионами рублей».

Что такое ЕГАИС

Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), созданной для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции началось в 2006 году с производителей крепкого алкоголя. Сегодня система внедрена по всей цепочке от производства до продажи алкогольной продукции конечному потребителю. Данные в нее передают производители, оптовые и розничные продавцы алкоголя.

Внедрение системы и сбои работы в разные годы создавали для участников рынка не только сложности в работе, но и приводили к убыткам.

  • В 2006 году отсутствие необходимого программного обеспечения, подзаконных актов и акцизных марок нового образца привели к тому, что работа многих предприятий была остановлена. Система была временно переведена в «ручной режим», а производители и импортеры заявляли, что год работы с системой им обошелся в $1,5-2 млрд. (около 40-54 млрд руб по среднему курсу доллара на 2006 год)
  • В январе 2016, когда к ЕГАИС подключилось оптовое звено, в системе произошел масштабный сбой — информация не отображалась в системе, розница отказывалась принимать товар, из-за чего возле точек торговых сетей скапливались очереди из грузовиков, стеклянная тара лопалась на морозе.
  • В течение октября-ноября 2017 года участники рынка жаловались на сбои работы ЕГАИС — система не отвечала при отправке накладных, и производители и оптовики не могли отгрузить свою продукцию клиентам. Росалкогольрегулирование опровергало проблемы работы системы.

Новогодние каникулы — время самых высоких продаж алкоголя, напоминает директор Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. С декабря по середину января спрос на алкогольные напитки выше на 20-25%, чем в другие месяцы. В праздники только игристых вин россияне покупают треть от годового объема продаж.

Представитель Росалкогольрегулирования сообщил, что система ЕГАИС работает в штатном режиме: «Мы отмечаем рост ошибок в подготовке уведомлений о начале оборота продукции в учетных программах на стороне участников рынка». Служба выпустила дополнительные разъяснения по заполнению уведомлений и готова оказывать консультативную поддержку по каждому конкретному случаю.

«Технические моменты решаются в рабочем порядке и поставки продукции проходят в соответствии с планом», — уверяет представитель Luding Group, одного из крупнейших импортеров вина. Импортер алкоголя МБГ столкнулся с рядом сложностей на начальном этапе работы с обновлением программного обеспечения, но после разъяснений Росалкогольрегулирования больших затруднений в работе, как уверяет представитель компании не испытывает. Производители крепкого алкоголя также уже справились с сложностями, которые возникали вначале работы, уточнил президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.

Система дорабатывается, однако пока функционал остается непригодным для бесперебойной работы бизнеса, считает Воробьев из Heineken.

В специализирующейся на импорте алкоголя Simple Group и российском офисе Pernod Ricard отказались от комментариев.

Анна Левинская

Источник: rbc.ru