Военный переворот в Гвинее вызвал глобальный интерес, поскольку страна является одним из ключевых поставщиков бокситов — сырья для производства алюминия. Что еще нужно знать об экономике западноафриканской страны — в материале РБК
Фото: Waldo Swiegers / Bloomberg
ВВП и бедность
Гвинейская Республика (ее не следует путать с Гвинеей-Бисау, Экваториальной Гвинеей и Папуа — Новой Гвинеей) — далеко не самое бедное государство на африканском континенте по ВВП на душу населения — $1194 в 2020 году (в текущих ценах). Это больше, чем в Замбии, Эфиопии, Мали, Уганде, Эритрее, Судане и т.д. Однако рост подушевого ВВП на 63% с 2016 года преимущественно является отражением не благосостояния населения, а бурного роста горной добычи и экспорта бокситов из страны (в 2019 году было вывезено этих алюминиевых руд на $3,3 млрд, или почти четверть гвинейского ВВП).
Согласно наиболее свежим официальным данным (.pdf), уровень бедности в Гвинее в 2018 году составил 43,7%, что эквивалентно 5,8 млн человек, живущих за национальной чертой бедности. В индексе человеческого развития ООН Гвинея занимает 178-е место почти из 190 стран, что связано в том числе с низкой ожидаемой продолжительностью жизни в стране — 61,6 года в 2019 году.
Государственные финансы
У Гвинеи дефицитный бюджет — на уровне 3,1% ВВП в 2020 году (данные Группы Африканского банка развития), который пришлось частично финансировать за счет краткосрочных займов у национального центробанка. Кроме того, в прошлом году республика мобилизовала внешнюю финансовую помощь для борьбы с пандемией COVID на сумму $381 млн, или 2,5% ВВП (гранты и кредиты от МВФ, Всемирного банка, Африканского банка развития, Исламского банка развития — 85% населения Гвинеи исповедует ислам).
Долговая позиция Гвинеи оценивается международными институтами как устойчивая, с «умеренным» риском кризиса внешней задолженности. Общий госдолг Гвинеи по итогам 2020 года увеличился до 44% ВВП по сравнению с 36,5% годом ранее. Однако у страны очень большой дефицит текущего счета — 13,3% ВВП за прошлый год. Это связано прежде всего со значительным объемом ввоза основных средств для реализации крупных горнорудных и инфраструктурных проектов, а также импортом транспортных и телекоммуникационных услуг.
Добыча бокситов
Горная добыча формирует около 25% гвинейского ВВП и является самым быстрорастущим сектором. Страна является вторым крупнейшим в мире производителем бокситов после Австралии (88 млн т в прошлом году, по данным местного Министерства рудников и геологии). Запасы бокситов в Гвинее оцениваются в 7,4 млрд т. По оценке миллиардера Олега Дерипаски, 20% мирового производства алюминия использует бокситы из Гвинеи.
Алюминий не встречается в природе в чистом виде. Основной рудой для его получения являются бокситы (алюминийсодержащая руда), которые перерабатываются в глинозем (оксид алюминия), а из него путем электролиза уже получают металл. Около 20% мирового потребления алюминия приходится на автомобильную отрасль.
Крупнейшим производителем бокситов в Гвинее является компания Société Minière de Boké (SMB), основанная в 2014 году и представляющая в том числе китайские интересы (она подконтрольна консорциуму, в который входят сингапурская Winning Shipping, китайский производитель алюминия Shandong Weiqiao и правительство Гвинеи). Китай является основным направлением экспорта гвинейских бокситов: с начала 2021 года на КНР пришлось около 55% поставок, по данным S&P Global Platts.
Добычу бокситов в Гвинее также ведут российская группа «Русал» и Emirates Global Aluminium (ОАЭ).
Лидер гвинейских путчистов, полковник Мамади Думбуя заявил в понедельник, 6 сентября, что страна будет продолжать уважать свои международные деловые обязательства. «Экономические и финансовые партнеры могут быть уверены, что экономические операции в стране продолжаются в обычном режиме», — подчеркнул он.
Золото и другие металлы
Гвинея в 2019 году экспортировала 892 тыс. тройских унций золота на сумму $1,2 млрд, следует из данных Международной торговой администрации США. В 2020 году производство золота в Гвинее составило 56,9 т (или 1,83 млн тройских унций), по данным Всемирного совета по золоту, то есть выросло более чем вдвое по сравнению с 2019-м.
В Гвинее золото, в частности, разрабатывает международная компания AngloGold Ashanti (рудник Siguiri, на котором в первой половине 2021 года было добыто 117 тыс. унций). Золотым рудником Лефа в Гвинее владеет и Nordgold (основной бенефициар — семья Алексея Мордашова). В него компания, по собственным данным, инвестировала $1 млрд с 2010 года. «На сегодняшний день политическая ситуация в Гвинее не влияет на Nordgold, и наш золотодобывающий рудник Лефа продолжает работать в обычном режиме», — сообщила компания 6 сентября.
В Гвинее также реализуется масштабный проект Simandou по добыче железной руды, который финансируют в том числе австралийская Rio Tinto Group и китайская China Baowu Steel Group. Однако этот проект затягивается и пока не дошел даже до этапа технико-экономического обоснования. Переворот в Гвинее может еще больше его задержать, считает S&P Global Platts.
Иван Ткачёв
Источник: rbc.ru