Приход к власти в Афганистане террористического движения «Талибан» создает сразу несколько угроз в регионе. РБК разбирался, чего стоит опасаться соседним странам и всему миру

Чем соседним странам и миру угрожает победивший в Афганистане «Талибан»

Фото: Rahmat Gul / AP

Рост числа беженцев

15 августа в Сети появились первые видеозаписи, показывающие панику в аэропорту Кабула. За несколько часов до этого «Талибан» (запрещенное в России террористическое движение) взял под контроль столицу страны, после чего гражданское авиасообщение с городом было прервано. Толпы желающих улететь из Афганистана прорвались на взлетную полосу.

Американские военные, которые обеспечивают эвакуацию работников посольства и сотрудничавших с США афганцев на военных бортах, несколько раз открывали в аэропорту огонь из стрелкового оружия, чтобы оттеснить беженцев. Есть данные о нескольких погибших, но в результате чего это произошло — из-за стрельбы или давки, — пока неясно. 16 августа появились кадры, как люди пытаются забраться в стоящие на аэродроме самолеты, цепляясь за стойки шасси и обшивку американских транспортников (некоторые из тех, кому это удалось, предположительно сорвались с самолета вскоре после взлета).

Почти все страны региона закрыли свои сухопутные границы для беженцев из Афганистана, сказал РБК директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. «Это сделал даже Пакистан, который всегда в этом отношении был к афганскому народу лоялен», — отметил он, добавив, что единственный сейчас более или менее доступный для беженцев вариант — Иран. Тегеран пока границу не закрывал, заявляя о готовности разместить у себя афганцев, бегущих от «Талибана».

Пакистан и Иран традиционно принимают у себя больше всего афганцев — 90% от общего числа беженцев из страны, вот уже более 40 лет страдающей от непрекращающихся войн. В эти две страны бежали около 6,2 млн человек во время советского вторжения 1979-1989 гг. Позднее 4,4 млн вернулись домой. Еще одна крупная волна беженцев наблюдалась после 2001 года, когда в Афганистан вошли американские войска и их союзники (вторжение спровоцировал отказ Кабула выдать США Усаму бен Ладена, стоявшего за террористическими атаками 11 сентября), — тогда также уехало несколько миллионов человек. До Европы, в том числе Германии, добрались всего несколько десятков тысяч.

В понедельник канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Берлину придется эвакуировать из Афганистана около 10 тыс. человек.

По данным ООН, за первую половину 2021 года из страны бежали 270 тыс. человек. Всего на данный момент в мире, согласно подсчетам ООН, не менее 3,5 млн беженцев из Афганистана.

Нессар не ожидает большого потока мигрантов в соседние центральноазиатские республики — Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. Не только потому, что те укрепили и закрыли свои границы, но и потому, что северные районы страны, которые граничат с этими государствами, контролирует «Талибан». То есть если бежать туда от «Талибана», то придется проходить контролируемые талибами территории и границу, поясняет эксперт.

На данный момент известно о 6,5 тыс. афганских беженцах в Таджикистане. По Узбекистану точных данных нет, но после того, как США объявили о выводе войск из Афганистана, время от времени сообщалось о группах афганских военных, которые незаконно пересекают границу. 15 августа в Узбекистане были задержаны 84 афганских военнослужащих из правительственных сил. Они попросили узбекскую сторону о помощи.

Угроза близлежащим странам

Победа «Талибана» в Афганистане ставит в актуальную повестку вопрос об обострении террористической угрозы для близлежащих стран и государств бывшего СССР. По мнению политолога, эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, триумф талибов не несет прямой угрозы для соседних стран. «Конкретно талибы не представляют прямой угрозы для стран Центральной Азии, об этом говорят в том числе и власти близлежащих к Афганистану государств. Хотя действия талибов внутри страны могут восприниматься кем-либо как террористические или политически недопустимые, тем не менее пока не было зафиксировано участие группировки в террористической деятельности за пределами страны», — пояснил Дубнов в разговоре с РБК.

По мнению Семенова, талибы никогда не разделяли идеологию запрещенного в России «Исламского государства» и не стремились к мировому господству или утверждению «всемирного халифата». К тому же, уверен эксперт, талибы сделали выводы из недавней истории и вряд ли будут действовать в прежнем ключе.

Победа талибов как исламского радикального движения придаст уверенности другим силам, которые придерживаются этой идеологии, считает Аркадий Дубнов. «Способность «Талибана» вынудить США вывести свой контингент, одолеть «заокеанского сатану» — все это не может не вдохновить мировую исламскую умму и придать сил амбициозным проповедникам, готовых вести за собой массы людей», — сказал он.

Угроза роста наркотрафика

Афганистан — главный мировой производитель опиумного мака. Доходы от его выращивания и последующей продажи сделанных на его основе веществ считаются основным источником финансирования талибов, который мог приносить им $1,5-3 млрд в год. Согласно последним данным ООН, общая площадь культивирования опийного мака в Афганистане в прошлом году составляла примерно 224 тыс. га, что на 37% больше, чем в 2019 году — и это рекорд за всю историю регулярных наблюдений, которые ведутся с 1994 года. Основные плантации расположены в южных провинциях страны, на них приходится 71% от общего объема производства.

По собранным ООН данным, потенциальное производство опия оценивается в 6300 тонн. У фермеров килограмм опиума стоил $55. Согласно подсчетам Управления ООН по наркотикам и преступности, объем опиумной экономики Афганистана (выращивание, производство героина, отправка на границу) в 2017 году составлял от $4,1 млрд до $6,6 млрд, в 2018 году он снизился до $1,2-2,2 млрд из-за засухи.

Источник: rbc.ru