На 99-м году жизни скончалась искусствовед, президент Пушкинского музея Ирина Антонова. РБК поговорил о ее вкладе в развитие музейного дела с руководителями российских и зарубежных музеев

«Ледокол «Ленин» для музейного цеха». Коллеги вспоминают Ирину Антонову

Ирина Антонова

(Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости)

Ирина Антонова стала символом музейного дела XX века и навсегда останется в истории российской культуры, считают руководители российских и иностранных музеев. В советские годы она не побоялась выставлять художников, которые считались оплотами идеологически враждебного модернизма, и открыла новые горизонты не только для ГМИИ, но и для других российских музеев.

С 1961 по 2013 год Антонова была бессменным директором Пушкинского музея, а затем занимала пост его президента. Она активно развивала сотрудничество с зарубежными музеями, при ней прошли знаковые выставки «Москва — Париж. 1900–1930», «Москва — Берлин. 1900–1950», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Пикассо». В 1974 году в ГМИИ впервые была выставлена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. По инициативе Ирины Антоновой в музее был открыт Отдел личных коллекций, проводились конференции и многочисленные мероприятия, среди них — знаменитые «Декабрьские вечера» пианиста Святослава Рихтера.

Между Государственным музеем изобразительных искусств и галереей Уффици четыре года назад был подписан договор о сотрудничестве, который дает Пушкинскому музею возможность проводить выставки уникальных полотен итальянского Ренессанса.

Огромный вклад в развитие музейного дела и превращение Пушкинского музея в музей мирового уровня отмечает в разговоре с РБК и член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов Валерий Перфильев. Именно в период ее директорства из «университетского музея» Пушкинский вырос в «очень значительную музейную структуру», говорит он.

Директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин отмечает, что Антонова страстно болела не только за Пушкинский музей, но и за весь музейный цех. Она стояла и у истоков создания музея Андрея Рублева и сохранения его в стенах бывшего Спасо-Андроникова монастыря. «Она была таким ледоколом «Лениным», прокладывающим путь всему музейному цеху среди льдов», — сказал он.

Екатерина Костина, Майя Бобенко, Любовь Порываева, Анна Шишкина

Источник: rbc.ru